Новости

Кто оплатит услуги?

Кто оплатит услуги?

«Кто теперь отвечает за пригородное пассажирское сообщение? И правда ли, что региональные власти теперь должны оплачивать услуги за перевозки пассажиров в электричках? Но если у властей не будет денег, то и электричек больше не будет? Ольга Завьялова».

С 2011 года всеми вопросами (в том числе и установкой тарифов) пригородных перевозок занимаются пригородные пассажирские компании (ППК), а региональные власти, выступая в роли соучредителей этих компаний, не только утверждают тарифы на перевозки, но и должны возмещать железнодорожникам из своих бюджетов разницу между реальной и экономически обоснованной стоимостью проезда.

Необходимым является заключение договора между перевозчиком (пригородной пассажирской компанией) и субъектом федерации. В договоре прописываются все вопросы, связанные с организацией пригородных перевозок и ответственностью сторон: как по предоставлению услуг, так и по оплате этих услуг.

Согласно типовым условиям договора, регион рассчитывает потребность населения своей территории в железнодорожных перевозках, заказывает необходимый объём транспортных услуг у компании-перевозчика и устанавливает доступную для большинства пассажиров стоимость билетов. Компания-перевозчик рассчитывает экономически обоснованный уровень тарифа и предъявляет региональным властям расчёты ожидаемого финансового результата при существующих тарифах.

Железнодорожный транспорт во всём мире является относительно дорогим средством передвижения из-за включения в цену перевозки инфраструктурной составляющей (стоимости содержания путевого хозяйства). У автомобильного транспорта такая составляющая отсутствует. В европейской практике существует механизм государственной компенсации этих затрат для железнодорожных компаний. Так, в Германии на один евро, оплаченный пассажиром через стоимость билета, государство компенсирует шесть евро.

В России подобный механизм введён, но пока не работает в полном объёме. Из 35 миллиардов рублей выпадающих доходов перевозчиков в 2010 году региональные власти компенсировали только 10 процентов (3,5 миллиарда рублей). Расчёты показывают, что для нормальной безубыточной деятельности ППК на один рубль, оплаченный пассажиром, государству достаточно компенсировать один рубль двадцать копеек из бюджетных средств. РЖД удалось убедить субъекты федерации направить в министерство финансов заявки на полное возмещение затрат ППК. В итоге правительство поручило заложить в федеральном бюджете на 2011 год около половины необходимых средств (25 миллиардов рублей) для субсидирования региональным бюджетам этих затрат.

Таким образом, выполнено принципиальное условие для существования и развития пригородных перевозок, которое позволит вывести их на безубыточный уровень и сделает этот сегмент привлекательным для частного бизнеса.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА