Новости

Как помочь ребёнку адаптироваться в городе после длительного отдыха

Как помочь ребёнку адаптироваться в городе после длительного отдыха

Заканчиваются каникулы. Задача взрослых — помочь ребятишкам адаптироваться после отдыха в деревне, в большом городе. Напомните своим детям о правилах поведения на дороге, во дворе, в квартире. Да и самим после отпуска не помешает повнимательнее относиться к собственной безопасности. Помните: многое в этом плане зависит только от вас лично.

Андрей БОГДАН, заместитель руководителя главного управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Красноярска:

— Самое, наверное, главное, что нынешним летом у нас не было чрезвычайных ситуаций. В прошлом году были проблемы со сбросами воды на Красноярской гидроэлектростанции, сейчас же всё достаточно спокойно.

Если говорить о воде вообще, вопросы, конечно, есть. В августе, когда купальный сезон в принципе заканчивается, в черте города, на Абаканской протоке, в разное время утонули два подростка. Одного причём нашли сразу, а другого только спустя некоторое время. Надо понимать, что вода — это стихия. Даже в тёплое время нужно быть максимально осторожным, не говоря уже о том времени, когда вода, тем более енисейская, становится слишком прохладной. Судороги, рефлекторная остановка сердца… Да мало ли что может случиться.

Ситуация складывается такая, что бок о бок с водой у нас соседствует огонь. Речь идёт, как вы сами понимаете, о пожарах. Чаще всего в это время — на дачных участках и, в несколько меньшей степени, частном секторе. Само собой разумеется, печи необходимо регулярно проверять. Существуют определённые правила, о которых подробно рассказывается в памятках, которые постоянно раздаются населению, о которых периодически напоминают в газете “Городские новости” в полосе “Тревожный звонок” под рубрикой “Азбука безопасности”. Однако, если даже хозяин по весне всё проверил, за лето могут произойти неприятные изменения. В тёплое время печью не пользовались. А потом пошли дожди. Вода вполне могла попасть в конструкцию, когда же печь затопили, не исключено, что появились трещины. Думали, будто труба в полном порядке, а она треснула. Выскочили искры — загорелась крыша. Одним словом, нужно быть очень бдительными.

Ещё один момент, касающийся дачных и приусадебных участков. По осени на подворьях собирают ботву и прочие растительные отходы. Их, как правило, люди предпочитают сжигать. Но это надо делать с умом. Не просто собрать в кучку и поджечь — сложить в бочку, заранее запастись ведром с водой. И уж, конечно, ничего не жечь в слишком ветреную погоду. Примеров тому, что из-за ветра выгорали целые посёлки, — масса, все об этом знают.

Больная тема для конца августа и сентября — отравления грибами. Если хотите себя обезопасить, не собирайте всё подряд. Постарайтесь ходить в лес со знающими людьми, которые подскажут, что класть в корзинку, а что не стоит. Если же насобирали неизвестных грибов, дома обязательно тщательно их рассортируйте, непонятную “добычу” выбрасывайте, а оставшееся подвергайте тепловой обработке. И последнее на сегодня. Через неделю — 1 сентября, начало школьных занятий. У детей, вернувшихся с каникул, могут возникнуть проблемы. Если ребёнок отдыхал у бабушки в деревне, на курорте, в лагере, то есть в довольно спокойном ограниченном пространстве, он наверняка отвык от большого города. В таких случаях у ребятишек притупляется чувство самосохранения, и родители обязаны напомнить ему об элементарных правилах безопасности.

Планово и бесплатно

Заявки принимают в сентябре

В штате этого структурного подразделения значатся два замечательных сотрудника. Одного, того, что попроще, зовут Максим. Другого, что посолиднее и, как говорится, продвинутее, — Витим. Оба помогают людям учиться выживать и помогать выжить другим людям.

В “Центре обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности” (ЦОМ ГО, ЧС и ПБ) Красноярска в будущий понедельник, 29 августа, возобновятся занятия после летних каникул. В отличие от школ, вузов и других образовательных учреждений, учебный год здесь начинается в январе, а за парты садятся целых 14 категорий слушателей: от руководителя предприятия или организации и работника, специально уполномоченного решать вопросы ГО и защиты от ЧС (говоря по-старому, начальника штаба гражданской обороны), до руководителя занятий по этой самой обороне.

Главная цель — обучить население (заметьте, бесплатно) действиям в нештатной ситуации. Кстати, такая подготовка — обязательная, она определена законодательством Российской Федерации. В нашем городе обучение проводится в соответствии с программой, утверждённой распоряжением администрации Красноярска от 21 апреля 2011 года.

Понятно, что лучше всего с подготовкой такого рода дело обстоит в образовательных учреждениях: в школах, лицеях, колледжах, техникумах, вузах, где проводятся программные занятия по этому профилю (к слову, учителя, преподающие ОБЖ, а также педагоги начальных классов в течение года повышают в ЦОМ свою квалификацию). Однако обучать нужно абсолютно всех — того требует закон. В этом смысле центр — самый что ни на есть центровой. Грубо говоря, именно отсюда идёт как бы цепная реакция. Обучили людей, те, в свою очередь, обучают других. И так далее.

Может показаться, что подобные занятия нудны и неинтересны, так, обязаловка. Однако Валерий Скоробагатов, ведущий специалист-преподаватель центра убеждён: всё зависит от того, как подать тему. Честно признаемся — слушая его, веришь в это утверждение безоговорочно. Он так увлекательно рассказывал о многих вещах, что мы просидели в ЦОМ почти два часа.

Валерий Дмитриевич (кстати, прошедший армейскую школу, затем преподававший в одном из красноярских вузов) говорит, что больше всего людей интересуют такие “опасные” темы, как возможные техногенные катастрофы на плотинах, про радиационные загрязнения, в том числе на Енисее, про то, как уберечься от пожаров, и так далее. На занятиях по законодательным актам народ, конечно, немного скучает, но и здесь можно что-то придумать.

Итак, 29 августа в центре появятся слушатели первой волны. К их приёму всё готово. Валерий Скоробагатов показывает приборы для измерения радиоактивного заражения местности, компактные индивидуальные дозиметры (устанавливать дозу облучения), противогазы, огнетушители разных типов, наглядные средства обучения. И, наконец, знакомит с теми самыми сотрудниками, о которых шла речь в самом начале. Это два тренажёра. Максим — попроще. На нём можно отрабатывать искусственное дыхание, массаж сердца и так далее. Витим — товарищ электронный. У него светятся внутренние органы, можно проверять пульс и даже научиться оказывать помощь при отравлении наркотическими веществами.

Словом, замечательные ребята, которые помогают людям учиться безопасности и тем самым вместе со специалистами центра выполняют букву закона.

Обучение ведётся по двум программам: 72 часа и 36 часов. Первая — для начальников штабов гражданской обороны, вторая — для всех остальных. По окончании занятий слушатели сдают комиссии зачёты, а затем получают соответствующее удостоверение.

Ведётся обучение на основании заявки, которая направляется по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Вокзальная, 12. Тел.: 221-26-63, 227-97-47. На основании заявок формируется годовой план обучения, дату и место проведения занятий в организацию сообщат. Заявки на следующий год принимаются в течение сентября. Форму заявки и другую необходимую информацию можно найти на официальном сайте администрации города в разделе “Структура администрации. Главное управление по ГО, ЧС и ПБ”.

Урок № 1

Против пожара

Соблюдайте осторожность при использовании открытых источников огня:

— Не курите в постелях, в сараях, на чердаке, в гараже. Тщательно тушите сигареты.

— Не пользуйтесь открытыми источниками огня после употребления спиртных напитков.

— Не сжигайте мусор рядом с постройками, а при сухой и ветреной погоде вообще воздержитесь от разведения костров, топки печей, очагов, проведения пожароопасных работ.

— Не пользуйтесь на чердаках, в кладовых и сараях керосиновыми лампами, свечами, спичками.

— Не оставляйте детей одних и не позволяйте им играть спичками, зажигалками и т. п.

Следите за состоянием электропроводки и электроприборов:

— Проверяйте состояние пробок (предохранителей) электросчетчика и иных аппаратов защиты, при необходимости устанавливайте калиброванные плавкие вставки. Не допускайте перегрузок сети, включая электроприборы большей мощности, чем позволяет сечение проводов.

— Используйте масляные обогреватели (мощностью не более 1,5 кВт) вместо приборов с температурой теплоотдающей поверхности более 95 градусов и самодельных (кустарных) электроприборов.

— Не допускайте скрутки электропроводов, особенно выполненные из разных металлов (медь,аллюминий). Не эксплуатируйте временные электропроводки.

— Не допускайте прокладку проводов в одинарной изоляции по горючему основанию, не закрывайте электропроводку обоями, коврами.

— Не применяйте бумажные абажуры, не устанавливайте светильники вблизи от сгораемых материалов.

Урок № 2

Матушка-печка

Отремонтируйте печи до начала отопительного сезона

— Проверьте высоту дымовых труб, чтобы они были выше конька кровли не менее чем на 0,5 метра и выше кровли более высоких пристроенных зданий.

— Проверьте и выполните разделку дымовой трубы в месте примыкания к горючим конструкциям не менее 0,5 м.

— Своевременно устраняйте трещины в кладке печей и дымоходов.

— Проверяйте состояние предтопочного листа.

— Побелите на чердаках дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы.

— Периодически очищайте дымоходы и печи от сажи — не реже одного раза в три месяца.

— Высыпайте золу и шлак в отведённое безопасное место и проливайте водой.

При эксплуатации печей ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.

— Располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;

— Применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

— Топить углём, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива.

— Устанавливать вплотную к топящимся печам мебель, дрова и другие сгораемые материалы.

— Перекаливать печи.

— Устанавливать металлические печи кустарного изготовления, не отвечающие требованиям пожарной безопасности. При установке печей заводского изготовления строго следуйте инструкциям изготовителя.

Урок № 3

Место сбора изменить нельзя!

Если в вашей школе случился пожар, нужно принять меры, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию всех детей и свести к минимуму ущерб. Действовать надо по следующей схеме:

тревога > вызов пожарной охраны > эвакуация > сбор > перекличка

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НАДО: чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы.

ТРЕВОГА: ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК — УЧЕНИК ИЛИ ПЕДАГОГ — при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре.

ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: о любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно НЕМЕДЛЕННО сообщить в пожарную охрану наиболее быстрым способом. Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова.

ЭВАКУАЦИЯ: услышав тревогу, ученики встают у своих парт и, по указанию учителя, покидают классную комнату по одному и идут к месту сбора. Классы должны двигаться ровным, размеренным шагом. Учитель обязан, взяв классный журнал, покинуть классную комнату последним. Следует предусмотреть специальные меры для детей-инвалидов.

Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону для прохода остальных классов. Не допускается, чтобы отдельные дети или целые классы обгоняли друг друга.

Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находятся в туалетах, учительских, коридорах и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своей группе. За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски детей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и прочим, до тех пор, пока не будет получено разрешение.

СБОР: МЕСТО СБОРА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАРАНЕЕ СОГЛАСОВАНО.

Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны знать заранее определённое место и находиться там, не расходясь.

ПЕРЕКЛИЧКА: немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно — по журналам, и каждое ответственное лицо обязано немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе.

Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски — при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться. По прибытии пожарной охраны начальник караула должен быть встречен и немедленно проинформирован о том, все ли дети были безопасно эвакуированы.

ИНСТРУКТАЖ: в первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.

УЧЕБНАЯ ЭВАКУАЦИЯ: должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чём должна производиться соответствующая запись. Не следует допускать её стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может изменяться. Например, лестница может оказаться непригодной для эвакуации из-за задымлённости или по другой причине. До проведения учебной эвакуации — если предполагается, что, например, лестница или иной путь эвакуации заблокирован — обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания.

Урок № 4

Договор с ребёнком

Несколько простых правил и советов для родителей.

Правило первое и главное: помните, что безопасность детей в ваших руках. Изучите сами и помогите ребёнку овладеть культурой безопасности жизнедеятельности.

Ежедневно утром во время завтрака проговорите с ребёнком маршрут его возможного путешествия, заключите “договор” о безоговорочном исполнении плана, намеченного на день. Сделайте акцент на возможных опасностях, подстерегающих на дороге, во дворе, на улице. Постарайтесь превратить обязательные правила безопасного поведения в интересную игру.

Установите порядок прямой связи с ребёнком. Обяжите ребёнка в определённый час появиться дома, звонить вам по телефону и так далее.

Если ребёнок остаётся дома один, ещё раз напомните о правилах пожарной безопасности, о пользовании электроприборами.

Обязательно выберите время и понаблюдайте за играми детей, за окружающей обстановкой и средой. Выявите опасные зоны и устраните опасность.

Урок № 5

Старайтесь идти группой

В сезон сбора грибов и ягод красноярские спасатели просят население города соблюдать меры безопасности в лесу:

  1. Собираясь в лес, на рыбалку, обязательно предупредите своих близких о месте, в которое вы уезжаете или уходите, и сообщите время (дату) возвращения.

  2. Не забудьте взять с собой спички, нож, компас, запас воды и пищи.

  3. Перед тем как зайти в лес, определите стороны света.

  4. Старайтесь в лес идти группой. Во время сбора грибов и ягод подавайте условные знаки.

  5. Если вы заблудились — не поддавайтесь панике. Спокойно оглянитесь по сторонам, постарайтесь сориентироваться на месте:

— мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев и камней;

— смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева;

— муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и южный склон муравейника более пологий.

  1. Прислушайтесь к шумам в лесу, может быть, недалеко проходит автомобильная или железная дорога, идите на звук.

  2. При отсутствии дорог и троп надо выходить на воду и идти вдоль нее вниз по течению.

  3. Оказавшись вблизи очага пожара в лесу, следует выходить из опасной зоны перпендикулярно направлению огня. Если нет возможности уйти от пожара, войдите в водоём или накройтесь мокрой одеждой. Выйдя на открытое пространство, дышите воздухом возле земли — там он менее задымлен, органы дыхания при этом закройте тряпкой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА