Новости

Хочу учиться в музыкалке!

Хочу учиться в музыкалке!

«Очень жалею, что когда-то бросила музыкальную школу. Родители не отговорили от поспешного решения, теперь спустя годы понимаю, что нужно было получить образование». В Интернете на тематических родительских форумах почти все посетители единогласны: занятия музыкой для ребёнка никогда не будут лишними.

Эстетическое образование популярно как никогда

Два-три века назад воспитанного и образованного человека отличало владение несколькими иностранными языками, наличие знаний из области истории и литературы, умение музицировать. Знакомить детей с основами живописи, музыки начинали с четырёх-пяти лет.

Трепетное отношение к музыкальному образованию детей сохранялось на протяжении многих десятилетий. Музыкальные школы не прекращали своей работы даже в годы Великой Отечественной войны. Учреждения брали шефство над госпиталями - дети выступали с концертами перед ранеными. В послевоенное время в крупных жилых микрорайонах, растущих рядом с предприятиями, обязательно строились дворцы культуры, музыкальные школы, где могли заниматься дети и взрослые.

Сильнейший кризис грянул в девяностых годах прошлого века. Родители потеряли всякий интерес к эстетическому образованию детей. Причин было много. Семьи не видели необходимости отдавать детей в музыкалки, художественные школы. Знакомство с наследием великих вдруг большинству показалось делом совершенно бессмысленным. Однако энтузиастов среди педагогов и по-настоящему увлечённых учеников сохранить удалось, в том числе в Красноярске. Во многом, наверное, потому, что перед глазами и детей, и взрослых был пример земляка Дмитрия Хворостовского, закончившего Красноярскую музыкальную школу № 4 и сделавшего блистательную карьеру оперного певца.

Сегодня интерес современных родителей к эстетическому образованию детей и развитию их творческих способностей растёт с каждым годом. Музыкальные школы и школы искусств, пережив кризис в девяностых годах, вновь востребованы. В Красноярске таких учреждений семнадцать. Сегодня их посещают воспитанники разных возрастов. С трёх-четырёх лет малыши с удовольствием начинают осваивать живопись, музыкальную грамоту, хореографию. Так называемая доводимость до выпуска тоже высока. Девяносто процентов поступивших в музыкальную школу благополучно заканчивают её. Да что дети - нередко сами родители интересуются, где можно в достаточно зрелом возрасте научиться играть на музыкальном инструменте или заняться вокалом.

Общее количество детей и подростков, которые занимаются в музыкальных школах, школах искусств и художественных школах города, около восьми тысяч человек.

Программы предлагают своим ученикам до шестнадцати специальностей. Постоянно растёт интерес к платным услугам, многие из которых вводятся именно по результатам анкетирования родителей и будущих учеников. Так, появились отделения гитары, синтезатора и хореографии, театральное направление.

- Увеличилось число детей, поступающих на класс домры, и это показатель того, что интерес к народным инструментам не пропадает, а точнее, уверенно возрождается, - говорит Оксана Авдеева, главный специалист главного управления культуры администрации города. - По-прежнему значительная часть выбирает фортепиано, баян, аккордеон, скрипку. Это и решение родителей, и желание самих ребят. Небольшое количество детей выбирают флейту, трубу, ударные инструменты. Отметим, что даже игре на гуслях можно научиться в Красноярске!

Существует стереотип, что в музыкальной школе лишь учат играть на различных инструментах. На самом деле с первых дней обучения ребёнок погружается в мир музыки, получает разнообразные ценные впечатления, знания, умения, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Кроме того, дети учатся самодисциплине, у них формируется хороший вкус, развивается воображение, повышается самооценка.

Часто на обучении настаивают родители, сами получившие музыкальное образование. Даже если собственное детство запомнилось бесконечной многочасовой игрой на инструменте и периодическими акциями протеста, взрослые убеждены, что ничего страшного в этом нет. Воспитание упорства идёт только на пользу.

Мнение, что учёба в музыкальной школе занимает всё свободное время и мешает успеваемости в школе общеобразовательной, заблуждение. Разумная загруженность помогает ребёнку учиться планировать своё время, это умение обязательно пригодится ему в любой профессии. Упорства у маленького пианиста или скрипача должно быть ничуть не меньше, чем у спортсмена.

- Собранность, дисциплинированность, нацеленность на успех - занятия музыкой воспитывают те же качества, что и спорт, - говорит Ирина Петрова, заместитель директора детской музыкальной школы № 2. - Какими бы ни были способности, заниматься нужно много и постоянно. Но детей это не пугает.

Очень востребованны сейчас группы раннего эстетического образования, которые посещают малыши с трёх лет. Для детей, не посещающих дошкольные учреждения, это возможность подготовиться к общеобразовательной школе.

- Программа включает комплекс предметов: сольфеджио, хор, ритмика, ИЗО, - рассказывает Ирина Петрова. - Занятия проходят в увлекательной игровой форме, поэтому нравятся ребятишкам. Есть дети, которые уже в пять лет проявляют яркие исполнительские способности.

Работа же с талантливыми детьми - труд кропотливый, успех в котором приходит не сразу. Прежде чем выйти на международный уровень, юный исполнитель должен успешно выступить на городских и краевых конкурсах.

Открывать яркие звёзды в мире музыки помогает городской конкурс «Юные исполнители». Начинающие художники пробуют свои силы в конкурсе «Подснежник», в следующем году ему исполнится сорок пять лет. Его первые участники уже сами именитые члены жюри. В этом году десятилетие отметил конкурс «Дети играют джаз». Его участники должны обладать умением импровизировать, выбрать лучшего среди таких исполнителей всегда непросто. Престижно участие в краевом конкурсе юных исполнителей «Надежда». С международных конкурсов наши музыканты редко возвращаются без победы, к примеру, этим летом только учащиеся ДМШ № 8 привезли дипломы нескольких международных детско-юношеских конкурсов-фестивалей. На фестивале «Морской прибой» в городе Сочи Лиза Воронцова (фортепиано) стала лауреатом II степени, Мария Лыткина - дипломантом III степени и там же в конкурсе взрослых коллективов получил звание лауреата III степени педагогический ансамбль школы «Кураж». На международном конкурсе, проходящем в городе Римини (Италия), Анна Пан(скрипка) получила диплом лауреата III степени, а Анастасия Павлова (домра) - диплом I степени.

Красноярских исполнителей высоко ценят и часто приглашают выступить за рубежом. Система музыкального образования в России высоко ценится во всё мире. К главным достоинствам относят его фундаментальность и верность традициям - то, что педагоги всеми силами стремятся сохранить.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА