Новости

На вид простой и тихий труд

На вид простой и тихий труд

Существует стереотип, согласно которому библиотекарь - скучная, типично женская профессия. На самом деле эта профессия очень интересная и творческая. Какой он - современный библиотекарь, что таят в себе книги на стеллажах - об этих и многих других тонкостях нам рассказала Алла КОШАРСКАЯ, главный библиограф центральной детской библиотеки имени Н. Островского.

- Алла Владимировна, сколько лет Вы трудитесь на ниве библиотечного дела и почему Вы выбрали именно эту профессию?

- Непосредственно в центральной детской библиотеке я работаю десять лет. А вообще в библиотечном деле с 1983 года. Окончила институт культуры в Улан-Удэ по специальности «библиотекарь-библиограф детских и юношеских библиотек» и сразу по распределению приехала в Красноярск работать в краевую детскую библиотеку. Потом по семейным обстоятельствам (муж был военнослужащий) пришлось уволиться. Вот так, с перерывами, я то и дело возвращалась к своему любимому занятию. Ну а изначально так получилось, что выбор профессии был чисто спонтанным. Тем не менее учиться было очень интересно, осваивали различные дисциплины. Люди-то в основном представляют работу библиотекаря так: сидишь и выдаёшь книги. А на самом деле у нас много отделов. Все они многофункциональные. Книга, прежде чем попасть в руки читателя, проходит огромный путь от издателя до библиотечного стеллажа. Поступающая к нам литература проходит строгий учёт на разных уровнях, поэтому у нас есть и монотонная деятельность, а есть творческая составляющая.

- К слову сказать, о творческой составляющей. Вы ведь стали одной из победительниц конкурса лучших творческих работников Красноярского края. Расскажите о конкурсе подробнее.

- Участие в нём для меня стало полной неожиданностью. Мою кандидатуру выдвинул коллектив. Заполнили соответствующие характеристики и отправили для рассмотрения конкурсной комиссии. Затем меня приглашали на собеседование. А уже потом жюри принимало решение. Параметров, по которым комиссия рассматривала номинантов, было много. Среди них различные разработки, исследования и так далее.

Я до конкурса лучших творческих работников участвовала в трёх проектах, поддержанных грантами. Два из них - краеведческие. Мы с коллегами написали и издали книги «Прогулки по Красноярску» и «О чём рассказывают памятники». Такая идея у нас возникла после того, как в школах ввели региональный компонент. В библиотеку стали приходить дети, спрашивать необходимый для уроков материал, но мы практически ничего по заявленной теме предложить не могли. И потом ребятишки, сами понимаете, искать необходимую информацию по газетам и журналам не станут. Им нужно, чтобы всё было чётко, систематизированно и желательно в одной книге. Поэтому мы и решили заполнить существующую брешь. Сначала делали небольшие информационные памятки, а потом дело дошло и до книги. Ещё один проект, получивший грантовую поддержку, был приурочен к Году русского языка. Кроме этого, мы часто проводили социологические исследования, ориентированные на наших юных читателей и их родителей. Затем по результатам этих опросов были сделаны определённые выводы, чтобы скорректировать работу библиотеки. Собственно, вот эта творческая составляющая и нашла отражение в конкурсной характеристике. Конечно же, было приятно, что я стала победителем.

- Алла Владимировна, Вы вскользь упомянули о проводимых социологических исследованиях. Сейчас уже ни для кого не секрет, что дети стали мало читать. Насколько актуальна эта проблема?

- Да, действительно, статистика сейчас во всех странах одинаковая - дети читают мало. Связано это, во-первых, с тем, что появилось много других альтернатив: компьютер, Интернет, телевизор. Давайте отталкиваться от 80-х годов прошлого века, когда считалось престижным иметь у себя дома хорошую библиотеку. Люди стояли в очереди, чтобы приобрести себе ту или иную книгу, собрание сочинений. А сколько ребятишек прибегало в библиотеки после экранизации какого-нибудь произведения, чтобы его прочесть. На всех не хватало книг, и детей записывали в очередь. Кто-то дожидался, а кто-то нет. То есть уже тогда терялась определённая часть читателей. Затем наступили 1990-е годы, когда резко упал статус образованного человека. И в средствах массовой информации показывалось, да и сама жизнь наглядно демонстрировала: главное, где-нибудь удачно пристроиться. И неважно, есть у тебя высшее образование или нет. А ведь образованность к нам приходит и через чтение. Большое влияние на детей оказывают диснеевские мультфильмы, где много картинок и мало информации. Ребёнок с раннего возраста привыкает к клиповому восприятию информации. Такое же действие оказывает и Интернет. Поэтому сейчас среди детей так популярны комиксы, где информация носит сжатый характер и много иллюстраций. Детям в принципе стало сложно воспринимать текст. В результате у нас сейчас совершенно не практикуется семейное чтение. Причин несколько. Это и позиция родителей, которые не считают семейное чтение нужным. Это и нехватка времени в силу занятости мам и пап. Сейчас самая читающая страна - Финляндия. Стоит отметить, что за рубежом выявили закономерность: если до десятилетнего возраста ребёнка не привлекли к чтению, то в дальнейшем он не только не будет читать художественную литературу, он в принципе читать ничего не будет. В этой связи ещё лет десять назад опять же за рубежом стали поднимать проблему функциональной безграмотности, когда человек даже элементарно не может осмыслить текст какой-нибудь инструкции. Так что проблема того, что сейчас дети читают мало - очень серьёзная.

- А можно ли её решить и каким образом?

- Специалисты говорят о том, что ребёнка к книге нужно приучать в возрасте от нуля до двух лет. Учёные сделали выводы о том, что те впечатления, которые получает ребёнок в первые месяцы своей жизни, закладываются у него навсегда. И в принципе привлечь к чтению можно любого малыша, если спокойно, в домашней обстановке с раннего возраста читать вслух детскую литературу. Именно читать, а не натаскивать его на технику чтения, как это сейчас в основном и делается. Общение с книгой должно быть приятным, познавательным и полезным процессом. Важно затем обсудить вместе с малышом то, о чём он узнал из книги.

Привлечь маленького ребёнка к чтению, сделать так, чтобы он полюбил книгу - это задача и библиотекаря. Для детей 10-12 лет задача уже расширяется - нужно разнообразить чтение. И даже в подростковом возрасте, когда уже сформирован интерес к какой-то определённой литературе, библиотекарь должен направлять ребёнка в плане выбора того или иного произведения. Ведь хорошая книга всегда оказывает на юного читателя определённое воздействие. И хотя статистика говорит о том, что дети сейчас читают мало, но потребность в чтении у них всё же есть. Мы недавно провели опрос, и подростки высказали пожелание о том, чтобы их проинформировали об имеющейся у нас литературе, которая отражает их интересы.

- Скажите, а что сейчас читают современные подростки?

- Многие предпочитают фэнтези, постоянным спросом пользуются произведения о любви. Научно-популярную литературу читают меньше, но всё же есть такие ребятишки. Хорошо читаются книги современных зарубежных авторов. Стоит отметить, что за границей существует много различных программ, ориентированных именно на подростковое чтение. Поэтому произведения зарубежных авторов воспринимаются детьми очень легко. Повествование в них идёт без назидания, а сюжет повёрнут таким образом, что проблемы разрешаются как само собой разумеющееся. Если взять конкретных авторов, то это Даниэль Пеннак - французский писатель, у нас в стране известен по таким произведениям, как «Собака Пёс» и «Глаз волка». Лучших этих книг о животных трудно найти. Девочки предпочитают произведения Жаклин Уилсон, которая поднимает подростковые проблемы. Из отечественных авторов можно отметить Артура Гиваргизова, Тамару Крюкову, которые, кстати, были гостями красноярских книжных ярмарок. Большое значение имеет и внешний вид книги. Иными словами, встречают книгу по одёжке. Если это хорошее полиграфическое оформление, то произведение обязательно найдёт своего читателя. А вообще сейчас в нашей библиотеке очень много хороших книг современных отечественных и зарубежных авторов. И хочу заметить, что некоторые из произведений не всегда можно найти в книжных магазинах, а в библиотеках они есть. Библиотеки постепенно оснащаются современной компьютерной техникой, что расширяет возможности выбора книги для читателя: электронный каталог, издания на электронных носителях и много нового и интересного в детских библиотеках. Я счастлива, что выбрала эту замечательную профессию, и советую молодым людям подумать при выборе своего дальнейшего пути.

Добро пожаловать к нам, сейчас наступает время образованных и эрудированных людей, так что пора подружиться с книгой и с библиотекой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА