Новости

Рутинные аварии

Рутинные аварии

В чем виноват «человеческий фактор»

ЧП с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» в общем-то разрешилось с наименьшими возможными потерями. А наименьшие потери в данном случае - списать все на «человеческий фактор». Действительно, куда большие издержки были бы в случае, если бы причины сбоя были техническими. Во-первых, само по себе устранение таких причин заняло бы значительно больше времени, во-вторых, не лучшим образом сказалось бы на космическом престиже России.

Напомним, что 18 августа ракета «Протон-М» с космическим аппаратом «Экспресс АМ-4» стартовала с космодрома Байконур. При выведении головного блока на орбиту было зафиксировано исчезновение сигнала телеметрической информации. По официальному заявлению Роскосмоса, произошёл сбой в системе управления «Бриз-М», в результате чего «Экспресс-АМ4» был выведен на нерасчётную орбиту.

24 августа ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-12М» упала на Алтае в результате нарушения работы двигательной установки на 325-й секунде полёта.

Трудно оспаривать выводы официальной комиссии. Во всяком случае, никто из тех красноярских специалистов по ракетно-космической технике, к которым мы обращались с просьбой прокомментировать ситуацию, не сочли для себя возможным высказать какое-либо мнение. Причины лежат в сфере научной и профессиональной этики. Ни один уважающий себя специалист не нарушит пределов своей компетенции - давать заключение может лишь тот, кто располагает полным набором фактов и способен их правильно интерпретировать. Поэтому нам остаётся лишь согласиться с заместителем руководителя Роскосмоса Виталием Давыдовым, который официально заявил: «Причина всех ЧП не в конструкции ракетно-космической техники, что очень важно, и даже не в производственных дефектах. Скорее, это проблемы организационные. Проблема в человеческом факторе». И тут же пообещал, что виновные будут уволены. Правда, виновные пока не названы.

Статистика свидетельствует: на одного человека, погибшего во время полёта в космос, приходится 20 человек, погибших на земле во время неудачного запуска космического аппарата.

Действительно, человеческий фактор играет существенную роль в столь сложнейшей отрасли человеческой деятельности, какой является космическая техника. Более того, зачастую именно человеческий фактор позволяет найти совершенно неожиданное решение проблемы, которая не решена технологически. К примеру, на заре разработки ракетной техники существовала неразрешимая на тот момент проблема - невозможность полной герметизации топливных баков ракеты-носителя. В результате при заполнении ёмкостей жидким кислородом образовывались течи. И достаточно лишь небольшой искры - а ведь в жидком кислороде горит даже металл.

Практики научились устранять эту проблему просто (интересно, известно ли это русское ноу-хау американским коллегам?). На место течи накладывали смоченную водой тряпку. При температуре жидкого кислорода минус 185 градусов тряпка мгновенно примерзала и герметизировала протечку.

В истории космических аварий и катастроф человеческий фактор всегда присутствовал в самой тесной связке с фактором технологическим. Более того, даже то, что отцом отечественной космонавтики неоспоримо является Сергей Королев, тоже следствие человеческого фактора. Далеко не все знают, что разработка королёвской межконтинентальной баллистической ракеты - знаменитой Р-9, - которая вышла на первый старт 9 апреля 1961 года, велась в острейшей конкурентной борьбе с другим КБ - Михаила Янгеля, создававшим аналогичную по параметрам ракету Р-16. И она должна была взлететь осенью 1960 года… Но вместо этого произошла крупнейшая катастрофа в истории отечественного ракетостроения. В результате самопроизвольного пуска двигателей второй ступени случился пожар и взрыв, унесший жизни более 120 человек, в том числе присутствовавшего на испытаниях главкома ракетных войск стратегического назначения СССР маршала Митрофана Неделина. В условиях тогдашней секретности было объявлено, что маршал погиб в авиационной катастрофе. Лишь в 1998 году все погибшие тогда граждане России Указом Президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества. А причиной происшедшего стал всё тот же человеческий фактор - страшная спешка, обусловленная, во-первых, конкуренцией КБ, а во-вторых, стремлением приурочить запуск к очередной годовщине Октябрьской революции.

Сегодня катастрофы такого масштаба при старте космических кораблей как будто исключены. Однако эта техника по-прежнему является источником повышенной опасности. Можно, конечно, преувеличивать опасение и возмущение жителей Алтая, на территории которого завершился полёт «Союза» и «Прогресса», но статистика свидетельствует: на одного человека, погибшего во время полёта в космос, приходится 20 человек, погибших на земле. Конечно, в основном это персонал стартовых комплексов, но случаи разрушения космических аппаратов во время взлёта на сравнительно небольшой высоте с падением осколков и заражением окружающей среды токсичными компонентами топлива не единичны.

И в этом смысле чрезвычайно важно, чтобы при определении действительных причин происшествия эксперты руководствовались не защитой чести мундира. И даже не более возвышенным и патриотическим мотивом - защитой чести российской космонавтики, а поиском реальной причины происшедшего. Стрелочников найти всегда легко. После катастрофы Р-16 Никита Хрущёв спросил у чудом уцелевшего Михаила Янгеля: «А вы почему живы?». При всём уважении к Роскосмосу заявление о том, что виновные будут наказаны, без указания конкретных имён и конкретных действий, которые стали причиной аварии, невольно ассоциируется с привычной всем рубкой голов после очередного ЧП.

При этом не совсем складывающаяся картина: причиной аварии «Союза-У» с «Прогрессом-М 12М» назван отказ газогенератора ракетного двигателя третьей ступени. Но технологических нарушений на воронежском мехзаводе, где производится это изделие, не выявлено.

Впрочем, возможно, дело просто в обычном разгильдяйстве. Ведь перелили же топливо в ракетные баки в декабре 2010 года, что привело к потере спутников «Глонасс». А причина - ошибка в технической документации. Может быть, дело просто в том, что запуски слегка модифицируемых, но привычных носителей проводятся уже около 30 лет. Это стало рутиной со свойственной рутине привычкой что-то делать спустя рукава. Вот только с космической техникой это не всегда проходит бесследно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА