Новости

Путь блокадницы.

Путь блокадницы.

Любовь Александровна Дроздик родилась в городе Луга, что в ста километрах от Ленинграда. Воспоминания её о детском возрасте самые светлые. Отец возглавлял в то время Луганский леспромхоз, мама работала бухгалтером.

Однажды, купаясь в реке, Люба и её младший брат увидели низко летящие самолёты. Брат заметил на крыльях машин чёрные кресты, стало тревожно. А вечером пришёл отец уже в военной форме и рано утром, простившись, уехал на фронт. Недалеко от Луги находился военный полигон и химический завод. Через город шла дорога на Ленинград. В Луге какое-то время было спокойно, но через неделю начался артиллерийский обстрел. Жители эвакуировались за город, здесь и организовали стихийный лазарет для раненых защитников. Женщины бинтовали раны, дети носили воду. После ночной неистовой бомбёжки луганцы вынуждены были оставить родные места.

Городок сделал своё дело - на месяц задержал наступление фашистов на Ленинград. Беженцы пошли ночью к железнодорожной станции Толмачёво, там уже находились жители из окрестных деревень. Всех разместили на платформы вместе с ранеными. Вдруг появились три немецких самолёта, которые начали расстреливать людей из пулемётов. Кто успел спрятаться под платформы - остались живы и лесными тропами пошли к Ленинграду.

- Дни стояли жаркие - июль, - вспоминает Любовь Александровна. - Вдоль дорог был невыносимый смрад от разлагающегося убитого немцами скота. Мы пили воду из колодцев, встречающихся на пути деревень, местные жители давали нам хлеб. Немцев остановили у Гатчины. Оттуда мы с мамой и братом поехали на электричке в Ленинград, в дачное местечко Лисий Нос к знакомым. Их не оказалось дома, и мама пошла в райсовет - как жене фронтового командира с двумя детьми ей выделили комнату в девять квадратов в деревянном доме. Мама ходила на общественные работы, хозяйственные и окопные. Наступили холода, а мы все в летней одежде, но правильно говорят, что свет не без добрых людей.

Знакомые, соседи помогли беженцам с тёплыми вещами. Матери на детей давали по карточкам125 граммов хлеба, Люба ходила в магазин и за снегом для воды. Девятилетний брат Юрий был слаб и всё время лежал.

От отца пришло письмо, он защищал Ленинград в районе Дороги жизни. Маме удалось съездить к нему с наступлением зимы. Он отдал ей зимнюю шапку и тужурку. Женщина тогда не знала, что это последняя встреча с мужем.

- Однажды мама не пришла домой, - вспоминает Любовь Александровна. - Мы с братом её ждали каждый день. Юра слабел на глазах, уже не поднимался. Кончались карточки, последние полученные кусочки хлеба мы варили в кастрюльке и пили эту водичку. Блокадникам давали немножко постного масла, но мы его берегли для коптилочки - было страшно в темноте и на холоде. Неделя подходила к концу, я боялась за Юру. Мы всё время говорили о маме и ждали...

Сестра старалась согреть брата, но он уже терял сознание. И вдруг мама пришла. Юра протянул руки к ней и по щекам мальчика покатились слёзы. Дети были счастливы. Оказывается, мама шла после рытья траншей, ослабла и упала. По городу ездили санитарные бригады, когда стали трясти женщину, она подала признаки жизни. Поскольку мама была в военной одежде, её отвезли в госпиталь, там подлечили и накормили, затем, узнав, что невоеннообязанная, выписали.

Потом для семьи наступил самый горький день - получили похоронку на отца. После тяжёлого ранения он умер в госпитале в марте 1942 года. Мама от горя почернела, сказала, что, пока был жив отец, она чувствовала поддержку и защиту, а теперь, чтобы выжить, надо уезжать на Восток.

- В конце июня, когда вскрылась Ладога, мы на судне отчалили от пристани, - вспоминает блокадница. - Все очень боялись, накануне немцы потопили пароход с детьми. Слава Богу, добрались до берега, дальше в товарном вагоне ехали по Сибири. В качестве пайка пассажирам давали небольшие брикеты с пшенной кашей. На станции Поспелиха Алтайского края по вагонам ходили местные жители и спрашивали о наличии у пассажиров специальности врача или бухгалтера. Так маме предложили должность главного бухгалтера. Мы вышли на станции Поспелиха, здесь нам дали комнатку.

После окончания школы Любовь поступила в строительный техникум в Красноярске. Жили на острове Молоково, рядом с авиаторами. Здесь девушка и познакомилась с будущим мужем Володей Дроздиком, который был старше её на пять лет. Володя родом из Одесской области, с 17 лет был в партизанском отряде, потом в конце 1943 года их зачислили в действующую армию. Парень окончил ускоренные курсы в танковом училище и воевал командиром танка Т-34. Демобилизовали его в 1946 году. Фронтовик окончил авиационное училище и был направлен в Красноярск, работал в авиаотряде бортмехаником.

- Я горжусь своими родными отцом и дядей, отдавшим жизни за Родину, - говорит Любовь Дроздик. - Горжусь своим мужем, награжденным орденами Отечественной войны, медалью Жукова, знаком «Отличник аэрофлота».

Любовь Александровна с гордостью показывает юбилейную медаль и именную поздравительную телеграмму от президента России Дмитрия Медведева в честь 65-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады в декабре 1944 года.

- Я не обижаюсь на жизнь, мне дорог каждый день, - говорит блокадница. - И тяжёлую долю я пережила, и счастье познала. У меня сын инженер-энергетик, работал на Северном полюсе на дрейфующей станции СП-22. У меня две внучки - врач и юрист, правнучка учится в СФУ, правнук в девятом классе. Хотела бы пожелать молодому поколению любить жизнь и стремиться сделать её лучше.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА