Новости

«Москву, безусловно, удержим!»

«Москву, безусловно, удержим!»

У наших ветеранов есть много поводов, чтобы вспомнить войну, выразить своё отношение к историческим событиям. Своим взглядом на войну поделился с нами фронтовик С. Сорокин.

  • Одно из самых ключевых и значимых событий Великой Отечественной войны - когда немцы подошли к Москве. Они были так близко, что из Кремля можно было разглядеть врага в бинокль. Сдавать столицу было нельзя, и Г. К. Жуков срочно вылетел в Москву из Ленинграда. Самые лучшие войска начали направлять из Дальнего Востока и Сибири на великую битву под Москвой. На мой взгляд, и блокада Ленинграда, и оборона Сталинграда, и Курская битва, являясь очень значимыми событиями, всё же несравнимы с битвой под Москвой. Все-таки столица - сердце России, которое хотели уничтожить фашисты…

Я читал, что И. В. Сталин спросил Г. К. Жукова, командующего Западным фронтом: «Вы уверены, что удержим Москву? Я спрашиваю вас это с болью в душе, говорите честно, как коммунист!». «Москву, безусловно, удержим!», - ответил Жуков. И он сдержал обещание. Советские воины не только Москву удержали, но и начали наступление, круша врага, заставляя гибнуть в снегах Подмосковья.

В этой битве особо отличились сибирские и дальневосточные дивизии. И весь мир зауважал Россию. Страны всех континентов мира заговорили о мужестве, стойкости и профессионализме руководителей российской военной школы.

Во время битвы под Москвой Г. К. Жуков не спал 11 суток, находясь в крайне нервном напряжении. А позже проспал аж двое суток, просыпаясь только для того, чтобы узнать, как идёт наше контрнаступление. Сталин три раза ему звонил, но командующего не смогли разбудить. Тогда Иосиф Виссарионович сказал: «Пусть проспится».

Весной 1942 года наступало затишье на всём советско-германском фронте. Наступил период осмысления всего, что произошло, период оснащения военной техникой и подготовки к дальнейшему ведению войны. Думаю, в это время гитлеровцы потеряли уверенность в своих силах, а их хвалёная дисциплина начала действовать против них же.

У них была установка: «Не рассуждать по поводу приказаний». У нас установка другая: «Выполнять приказы, сообразуясь с обстановкой, разумно».

За время затишья мы многое проанализировали, что позволило успешно вести вторую половину Великой Отечественной войны против самой лучшей армии мира, покорившей все европейские государства, и самого подготовленного военного начальства, которое покорилось-таки Советской армии.

Кроме того, период затишья 1942 года на фронте был использован для активного наращивания военного, промышленного производства в тылу страну. Люди круглыми сутками трудились во имя Победы, верили в неё всей душой.

У фронтовых солдат был огромный патриотический подъём, что помогало после затишья яростно сражаться с врагом. Особенно радовались солдаты после грандиозной Курской битвы, которая навсегда лишила германское командование стратегической инициативы. И. В. Сталин гениально наметил 10 дальнейших ударов по гитлеровской армии, что заставило немцев метаться по всем направлениям фронта. Они вынуждены были с намеченного им направления главного удара перебрасывать войска на другое направление, организованное уже советским командованием. Они метались туда-сюда, теряя не только стратегический, но и здравый смысл. И в конечном результате сдали Берлин.

А потом был парад. И я, прошедший эту войну, считаю, что Сталин допустил крупную ошибку, назначив принимать парад победы Г. К. Жукова, и тем самым нанёс командующему вред. Принимать парад следовало Иосифу Виссарионовичу: выехать в автомашине и вспомнить, что он говорил в начале войны: «Братья, сестры…». Парад прошёл как смотр кавалеристов, но это ведь был не 1917 год времён Ворошилова и Будённого, а середина века. В СССР была высококлассная армия и прекрасная техника.

Сталину надо было на параде отблагодарить и советский народ, и командующих армиями, фронтами, дивизиями. На параде победы заслуженно были отмечены маршалы Жуков и Рокоссовский, но все остальные командующие остались в тени, а это заметное и обидное упущение.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА