Новости

Кино параллельное и перпендикулярное

Кино параллельное и перпендикулярное

Началось всё более десяти лет назад с шутки. Идея провести фестиваль короткометражного кино в Канске и назвать его, соответственно, канским, принадлежит одному из ярких представителей неформальной кинокультуры Андрею Сильвестрову. Другой деятель авангардного кино Павел Лабазов этот фестиваль взял и сделал.

Видеофестиваль в Канске расплодился арт-проектами

Параллельно в 2002 году родилась другая идея - организовать путешествие поезда через всю страну. Как некий агитпоезд, подобно вагонам «Культпросвета» в 1930-е годы. Назвали это мероприятие «Культбросок на Восток». Идею поддержали Фонд Сороса и Фонд Форда. Целью было, начиная от Урала и заканчивая Байкалом, делать остановки во всех крупных городах - устраивать мастер-классы, показы и концерты. В Канске остановились на два дня и провели первый Международный канский видеофестиваль.

Теперь год от года число заявок, присылаемых на этот кинофорум, растёт. В 2011 году было получено 1 008 работ из 74 стран мира. И только 28 картин из 18 стран были представлены в конкурсной программе 10-го Международного канского видеофестиваля, получившего название «1:0 в пользу!».

По утверждению организаторов, все фильмы в этом году о любви. В том числе о любви к семье и детям - «Бассейн». О любви к животным - «Вместе», о любви к мусору - «Пластик и стекло». О любви к женщинам - «Что дОлжно фотографировать!», «ДжанниШиччи», к женщинам-роботам - «Душечка», к приезжим девушкам - «Бояться - это естественно» и к японским школьницам - «Стихи Киюми и вышивка Саюру». Конечно, о любви к себе - «Философ», «Катарсис». О любви болгар к экспериментальному кинематографу - «Дрезденская рука», и непонятно кого вообще непонятно к чему - «Дом».

Открылся фестиваль 19 августа в день 20-летней годовщины путча показом нашумевшего интеллектуального блокбастера «Шапито-шоу». Картину представили режиссёр Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова. К слову, впервые организаторам удалось привезти на фестиваль не только российских, но и зарубежных авторов конкурсной программы. Даже из таких экзотических стран, как Австралия, ЮАР и Исландия. Приехали также режиссёры из Германии, Франции, Испании, Великобритании, Швейцарии, Польши, Болгарии.

В рамках фестиваля для Канска и окрестных сёл российские и французские художники разработали новую серию проектов. В замысле художественных практик учтены географические особенности Сибири и её многонациональный колорит. На время проведения кинофорума возродился закрытый много лет назад гражданский аэропорт Канска. Прямо на взлётно-посадочной полосе и в заброшенном здании аэровокзала появились объекты французского архитектора и художника Ксавье Жюйо. Соорудил всё мастер вместе со студентами «Видокампуса» и учащимися Парижской школы искусств. Полюбоваться инсталляциями можно было прокатившись от центра города на специально организованном аэроэкспрессе.

Под девизом «Здесь будет город. Сад» прошло открытие следующего «транспортного» паблик-арт объекта, на этот раз железнодорожного, инициатором которого стал художник Хаим Сокол. Сад из шпал под названием «Сад», нарушая все законы природы и истории, вырос на глазах у изумлённых жителей города прямо в фестивальные дни. Этот проект стал общим напоминанием об узниках Краслага, трудившихся на лесозаготовках и строительстве железных дорог Сибири.

Ещё два интересных проекта открылись во время фестиваля. В городском выставочном зале можно было посмотреть серию работ из жести под названием «Жесть» художника Александра Джикия. Девизом выставки стало изречение: «Кончилось время фальшивого золота. Наступило время настоящего железа». Вторая выставка разместилась в фойе городского Дворца культуры - целая коллекция сибирского современного искусства нулевых, сборная экспозиция группы «Синие носы», работы Дамира Муратова и прочих небезызвестных авторов.

На пресс-конференции, прошедшей в день закрытия фестиваля, присутствовали представители культурных властей территории - министр культуры Красноярского края Геннадий Рукша и начальник отдела культуры администрации Канска Любовь Ерусланова. Говорилось о желании развивать фестиваль, звучали заверения о дальнейшей поддержке и вероятных инвестициях. Хотя, по словам арт-директора фестиваля Надежды Бакурадзе, если оглянуться в ретроспективу, первые годы городские власти кинофестиваль не воспринимали.

- После проведения третьего фестиваля в 2004 году стоял вопрос о дальнейшем нашем существовании, - рассказала Надежда Бакурадзе. - У городских властей не было понимания, зачем мы тут вообще нужны. Но мы выстояли.

И об итогах. Гран-при X Международного канского видеофестиваля «Золотой секатор» отправился во Францию с авторами 18-минутного фильма «Катарсис». Произведение режиссёра Седрика Превоста повествует о режиссёре, которому вдруг начинает казаться, что он попал в процесс съёмки собственного фильма и за каждым его движением следит кинокамера. Он старается сбежать назад в реальность.

Особо отметим 20-минутную работу киргизского режиссёра Алижана Насирова «Вода», которому достался и приз зрителей, и второй приз Канского фестиваля. В жанре трагикомедии рассказано о конфликте, отражающем проблему нехватки воды в одном аиле.

В планах организаторов фестиваля в ближайшем будущем организовать постояннодействующую Международную сибирскую киношколу, потому что: «Даёшь увеличение кинопроизводительных сил Урала и Сибири!» - и никаких гвоздей.

Читайте также:

Гран-при X международного Канского кинофестиваля «Золотой секатор» уедет во Францию

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА