Новости

Площадка для экспериментов

Площадка для экспериментов

Как жить в эпоху перемен?

____Говорят, что педагогика - одна из самых консервативных профессий. Потому что учитель имеет дело с юной душой, и от того, что будёт вложено в эту душу, зависит будущего не только отдельно взятого человека, но и всей страны.

Тем не менее каждый год приносит что-то новое в сферу образования: в последнее время реформы буквально накрыли Россию волной. В нашей постоянной рубрике «Народная трибуна» мы обсуждаем тему новаций в российской школе, пойдут ли они на пользу будущему поколению.

Депутат Красноярского городского Совета Пётр Константинов считает, что рьяное стремление к реформированию системы образования в нашей стране неоправданно.

  • Мы ещё не успели обкатать систему ЕГЭ, которая до сих пор вызывает множество нареканий и вопросов, - обращает внимание народный избранник. - В такой ситуации всякая новация только дополнительная нагрузка на руководителей образовательных учреждений, которые с трудом поспевают за реформами. В любом случае любая реформа образования требует длительной и кропотливой проработки внутри профессионального сообщества. У нас же всё не так, мы вечно торопимся.

Впрочем пионеры образования, которые уже испробовали новшества на себе, относятся к ним спокойно и даже положительно. Так, например, с 1 сентября начальная школа стала работать по новым образовательным стандартам. Главное отличие новых стандартов в том, что они задают требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ. Предметное же наполнение останется прежним. Дети, как и раньше, будут изучать математику, русский язык, литературу, окружающий мир, иностранный язык и так далее. Но в то же время стандарт направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка.

____- Предыдущие стандарты в первую очередь задавали содержание образования, - поясняет Ольга Русович, заместитель директора лицея № 1, одного из пятнадцати красноярских общеобразовательных учреждений, которые были участниками эксперимента по внедрению новых стандартов в начальной школе. - Во главе же угла новых стандартов стоят результаты и условия образования. Мы уже внедряем новые стандарты полтора года: педагогам пришлось проделать огромную работу, чтобы понять, в чём суть новаций, и создать собственный образовательный модуль в соответствии с требованиями. Например, наш лицей выбрал своей миссией «создание условий для развития творческого потенциала человека в интересах личности, общества и государства». Важно не только то, чему мы должны научить ребёнка в школе, но и то, какого человека мы должны воспитать.

____Важно, чтобы дети не просто знали тот или иной предмет, но и обладали различными навыками и умениями, могли применять полученную информацию в жизни, могли переносить то, чему они научились, в практику. То есть теперь каждый предмет - это не набор знаний и сведений, а материал, на котором ребёнок будет формировать свои способности, учиться действовать в окружающем мире.

Впервые в стандарте появились требования к условиям обучения, которые должны быть обеспечены для достижения требуемого современного качества образования. Требования к техническому оборудованию меняется кардинально. Необходимо, чтобы современное оборудование было в каждом классе начальной школе.

____- Мы понимали, что наступит время, когда новые стандарты будут введены, - рассказывает директор лицея № 9 Ирина Осетрова. - Поэтому шли к этому постепенно: готовили материально-техническую базу для начальной школы. Многое приобретено нами на средства различных образовательных грантов. На сегодняшний день начальная ступень обеспечена компьютерами, у детей есть доступ к Интернету, в классах установлены интерактивные доски и так далее. Мы давно работаем по схеме школы полного дня, когда дети в течение этого дня меняют виды деятельности. Большое внимание отводится внеурочной работе: есть различные кружки и секции для развития творческих и физических возможностей школьников, а также проводятся различные мероприятия - внеклассные часы, конкурсы, конференции, фестивали, тематические вечера - для воспитания моральных качеств, активной жизненной позиции. Так что для нас переход на новые стандарты был плавным и безболезненным.

Если стандарты в начальной школы вступили в силу, то принятие новых государственных стандартов общего образования для старшеклассников ещё впереди. В этом году даже в обществе по представленному проекту разгорелась нешуточная дискуссия. Дело в том, что новые стандарты для учеников старших классов, разработанные Институтом стратегических исследований образования РАО совместно с группой под руководством генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, предполагали лишь четыре обязательных предмета - ОБЖ, физкультуру, «Россия в мире» и так называемый «индивидуальный проект». Далее следовал набор предметов, который в обязательном порядке изучается, но в разном объёме - либо на базовом, либо на углублённом уровне. Поэтому каждый ученик помимо узаконенных четырёх уроков в обязательном порядке должен выбрать шесть-семь предметов из шести групп.

____Новые стандарты, как поясняют чиновники, были разработаны для того, чтобы устранить пропасть между образованием и жизнью. Якобы нам не хватает соотнесения теоретических знаний с практикой, а также мобильности, гибкости российской школьной системы, которая быстро реагировала на запросы времени.

  • Конечно, в предложенных стандартах есть и свои плюсы, - говорит депутат Красноярского городского Совета, директор школы № 10 Татьяна Казанова. - Но проблема заключается в том, что образовательная сфера за последнее время пережила уже несколько реформ, в ней постоянно что-то меняется… Мы просто не успеваем отследить результат нововведений и, соответственно, не можем проанализировать, в правильном ли вообще направлении движемся.

____Как утверждают разработчики проекта, критические замечания со стороны педагогического сообщества приняты к сведению, работа над ними продолжается. Но отказываться от них никто не собирается. Со слов министра образования и науки Фурсенко, стандарты должны будут пройти апробацию, начиная с 1 сентября 2013 года, и полностью будут включены в программу школ в 2020 году.

Следующее новшество, которое пришло в школу в этом году, новая система оплаты труда педагогов. Теперь расчёт зарплаты учителя складывается следующим образом: оклад плюс определённые коэффициенты в зависимости от дополнительной деятельности педагога, его квалификации, стажа, а также от того, работает он в сельской местности или городской. Стимулирующие надбавки каждого из педагогов будут определять трудовые коллективы с участием наблюдательных и попечительских советов, родительской и педагогической общественности. Планируется, что материально заинтересованные учителя будут лучше работать, с душой и энтузиазмом.

В 2010 году 32 школы края уже работали по новой системе оплаты труда. Отзывы разные. Одни говорят, что система позволила отойти от уравниловки и повысить зарплату, кто этого заслужил своей качественной работой. Другие утверждают, что система поощрения носит необъективный характер и во многом зависит от отношений учителя и руководства учебного заведения.

Лицей № 9 ввёл новую систему оплаты труда учителей два года назад. Директор школы Ирина Осетрова утверждает, что вопросов у педагогов не возникало.

  • У нас создана специальная комиссия, которая выносит решения о выплате стимулирующих надбавок, - говорит Ирина Геннадьевна. - Также разработаны критерии, где учитывается важность выполняемых работ, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач. Существуют и параметры, по которым оцениваются результаты деятельности учащихся, которых они достигли благодаря работе своего педагога. Так что система абсолютно прозрачна и объективна.

Как утверждают чиновники от образования, все выше перечисленные нововведения направлены на повышение качества российского образования. Чтобы сделать нашу школьную систему гибкой, мобильной, быстро реагирующей на запросы времени, чтобы наконец устранить пропасть между образованием и жизнью. Удастся ли это - покажет время.

Мы приглашаем наших читателей присоединиться к разговору о реформах в образовании. Помогут ли новые стандарты повысить качество образования в стране? Есть ли альтернатива ЕГЭ? Какие варианты воспитания ребёнка можно использовать в школе? Свои отзывы вы можете отправлять по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7, 10-й этаж или присылать письма на электронную почту: priem@gornovosti.ru . Также высказывать мнения на данную тему возможно на нашем сайте: ГородскиеНовости.РФ.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА