Новости

Красноярские школьники решают недетские проблемы

Красноярские школьники решают недетские проблемы

На первый взгляд лицей № 1 Красноярска - обычная школа. Здесь ребятишки также носятся по коридорам и толпятся у расписания уроков. Но, как говорят преподаватели, ученики лицея № 1 совершенно уникальны: они умеют решать задачи, которые никто до них не решал или давал неправильные ответы.

Без комплексов

Лицей № 1 - единственная школа в Красноярске, в которой к профильным урокам добавлен ещё один - теория решения изобретательских задач, попросту ТРИЗ, а в штат педагогического коллектива введена ставка патентоведа. Один час в неделю для детей со второго по восьмой класс здесь отдаётся именно на то, чтобы научить ребятишек мыслить нестандартно и выстраивать свои подходы к проблеме по определённому алгоритму.

ТРИЗ - чисто русское изобретение. Его автором ещё в 1940-х годах прошлого века стал Генрих Альтшулер, он же писатель-фантаст Генрих Альтов. Но не стоит думать, что алгоритм, разработанный писателем, столь же фантастичный, как и его произведения. Многолетняя практика применения ТРИЗ показывает, что теория весьма действенная.

- Это своеобразный тренажёр для мозгов, - считает преподаватель ТРИЗ лицея № 1 Алла Игнатьева. - Человековедческая наука. Сам Альтшулер говорил, что его алгоритм экономит время изобретателя на решение конкретной задачи. Стоит только идти шаг за шагом по проторенной им дорожке.

В теории решения изобретательских задач всё просто: сначала возникает проблема, затем сводятся воедино условия задачи, и начинается поиск путей её решения. Как говорит Алла Игнатьева, ученики лицея заглядывают в области своих интересов или берутся решить проблему, которая их удивила и поразила. Так, например, была решена проблема заготовки оленьих пантов. Лиза Ефремова, которая в прошлом году училась в десятом классе, готовила доклад на олимпиаду по экологии о северных оленях и наткнулась на информацию, которая буквально поразила девочку: оказывается, из рогов оленей делают лекарство, которое поднимает иммунитет. При этом спросом пользуются ещё живые рога, в которых продолжают функционировать кровеносные сосуды и нервные окончания.

- Сейчас рога просто отпиливаются, чтобы на олене наросли новые, - рассказывает Лиза Ефремова. - Если в Канаде это делают бензопилой и гидрокусачками, то в России рога оленю пилят ручной пилой. В результате 20 процентов оленей погибают от болевого шока, ведь отпиливание рогов можно сравнить с ампутацией конечности у человека.

Юная изобретательница решила помочь северным оленям и искоренить проблему. Девочка придумала небольшую гильотину, которая на рамке крепится к рогам животного и от выстрела ружья со скорости пути отсекает рога. Панты отлетают вместе с рамкой, а к обрубкам прикладывается кровеостанавливающая салфетка.

В этом году изобретение красноярской десятиклассницы заняло первое место на Всероссийских соревнованиях юных изобретателей. Впрочем, это не единственная победа красноярских школьников, изучающих ТРИЗ. Катя Алексеева и Маша Привалихина стали первыми в международном изобретательском конкурсе, они решили проблему развития мелкой моторики рук у младших школьников, а заодно сделали пару изобретений в медицине и спорте.

- Сейчас дети, которые приходят в школу, не хотят выполнять мелкую работу - не собирают паззлы, не играют в лего, - рассказывает Катя Алексеева. - Чтобы развить мелкую моторику рук, мы решили совместить приятное с полезным - во все предметы, которые ребёнок трогает в течение дня, положили шарики, оказывающие массажный эффект. Такая насадка может надеваться на ручку или карандаш, вставляться в линейку или зашиваться в варежки.

Применение шариков натолкнуло девочек и на другую мысль: перчатку, в которую насыпаны полимерные шарики можно использовать как фиксатор при стрельбе из винтовки или фиксатор при поломе руки. Стоит из перчатки выкачать воздух, как шарики плотно облегают руку и фиксируют её.

Конечно, как говорит преподаватель, не из всех ребятишек в школе получаются изобретатели. Но те, у кого зародилась эта искра, проявляют интерес к ТРИЗу и после того, как этот предмет исчезает из учебного расписания. В лицее уже образовался свой кружок активных тризовцев, которые готовы решить любую проблему. Да вот беда - проблем у ребятишек нет.

- На уроке бывает такое, что у нас нет проблем, и мы их всё время выискиваем, - рассказывает Алла Викторовна. - Сейчас, в начале учебного года, классы получили задание составить список проблем хотя бы из десяти пунктов. К нам же никто не бежит со своими задачами.

Впрочем, как считает преподаватель, изобретение у детей может родиться буквально из ничего. На одном из таких беспроблемных уроков Алла Викторовна сказала: «Маша ела кашу - вот вам и проблема. Решайте». В ходе обсуждения проблемы выяснилось, что Маши часто кашу есть не хотят, и не потому, что она невкусная, а потому, что капризничают. А решить эту задачу можно с помощью обычной тарелки. На детскую посуду наносится рисунок, но он стационарный. А ребятишки решили сделать заменяемые картинки. Для этого дно у тарелки должно быть двойным - в прорезь вставляется картинка, которую ребёнок видит, когда каша уже съедена. Сейчас инновационная тарелка уже усовершенствована: чтобы вода не заливалась в щель для картинки, дно ребята решили сделать откидным или откручивающимся. А знакомые инженеры добавили мультимедийный элемент: когда капризная Маша уже доедает кашу, свет падает на дно тарелки и звучит музыка.

- У нас сегодня радость, - говорят ребята-тризовцы. - Мы получили патент на тарелку.

Патентов на изобретения у учеников лицея № 1 уже накопилось немало. Впрочем, как говорит Алла Игнатьева, ещё больше идей осталось не оформлено. Патентный поиск - удовольствие дорогое, и школе не всегда под силу. Иногда сами родители юных изобретателей берут на себя обязанность по оформлению авторских прав чада. Ведь наличие таких удостоверений идёт в зачёт абитуриенту при поступлении в вуз.

Школьники считают, что занятия ТРИЗом помогают им развиваться. А преподаватель уверена: ребятишки, владеющие теорией решения изобретательских задач, более успешны в жизни. Даже если они не отличники в школе, они умеют учиться, относятся к занятиям как к работе, могут экономить время.

- Дети с готовностью выдвигают идеи, потому что их не сдерживают никакие рамки, не давит груз знаний, - считает Алла Игнатьева. - Взрослый человек боится ответить неправильно, а у детей таких комплексов нет. Наши ученики могут решить задачи, которые до них никто не решал, они дают дельные советы даже взрослым.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА