Новости

Новые технологии - хорошо модернизированные старые

Новые технологии - хорошо модернизированные старые

Какие технологии спасут российскую экономику? Над этим вопросом размышляют лучшие умы нашей страны. В поиске оптимального решения инноваторы натыкаются на довольно интересные схемы. Оказывается, истина «новое - это хорошо забытое старое» действует и сегодня, только с некоторыми коррективами: чтобы получить инновационный продукт, не обязательно революционно перестраивать экономику. Достаточно модернизировать уже известную технологию и приступить к выпуску конкурентоспособной продукции. О плюсах и минусах такого подхода к инновациям мы беседуем с начальником отдела «Центр прототипирования» Красноярского регионального информационно-технологического бизнес-инкубатора Валерием РУТКОВСКИМ.

Только голову приложить

- Валерий Олегович, Вы возглавляете Центр прототипирования. Предполагается, что на оборудовании, которое недавно появилось в Красноярске, можно будет создавать точные копии уже известных в мире продуктов?

- Собственно прототипирование заключается в том, что вы быстро делаете опытный образец вашей продукции. Для этого совсем не обязательно её передирать у кого-то. Раньше при проектировании любого изделия моделисты изготавливали маленькие модели разрабатываемого аппарата, потому что на бумаге визуализировать задуманное довольно сложно. Сегодня на компьютере создаётся трёхмерная модель, которая также не даёт полного представления о продукте. Поэтому все фирмы делают прототипы своих изделий. Например, целиком печатается интерьер автомобиля, в него садится человек и смотрит - удобно или нет. Прототипирование изначально предназначено для того, чтобы нам не сказали: «Вы изготовили уродское изделие», когда оно уже выйдет на рынок. На специальном принтере делается опытный образец. При этом за рубежом оборудование прототипирования является одним из наиболее окупаемых в коммерции, потому что на рынке работает множество дизайн-бюро, которые конкурируют друг с другом. Но отдельной маленькой конструкторской фирме невыгодно покупать такое оборудование. Вернее, пока невыгодно - ведь цена на него постоянно снижается.

- Получается, на три-Д принтере можно напечатать, скажем, автомобиль в натуральном размере?

- Обычно модули печатаются уменьшенного размера. Например, недавно одна из фирм Красноярска разработала грузовой лифт для больниц. И им напечатали набор пластиковых деталей в уменьшенном виде. В 90 процентах случаев после того, как вы подержали детали в руках, понимаете, что не совсем правильно их представляли. Ведь компьютер не даёт ощущения изделия. А вот оборудование силиконового литья предназначено для того, чтобы получить небольшую партию продукта. Из силикона изготавливается форма, которая используется для изготовления конкретной детали. Например, в медицинском оборудовании постоянно выходит из строя одна и та же помпа, у неё рвется одна маленькая резинка. Производитель резинку не продаёт, потому что ему выгоднее продать всю помпу за тысячу долларов. Но разобрав помпу, резинку можно измерить и напечатать 50 таких же. Или, например, в автомобиле вышла из строя какая-то очень редкая деталь, которую нужно заказывать. Однако на оборудовании прототипирования можно печатать небольшое количество импортозаменяющих деталей, чтобы быть менее зависимым от производителя.

- И это не нарушает авторские права фирмы-производителя?

- Знаете, как в таком случае китайцы поступают? Небольшое изменение конструкции - и никто ничего не докажет. Стоит взять продукт известной фирмы, отсканировать его, изменить два размера - и это уже ваша технология.

- То есть такой метод рождения инноваций в порядке вещей на мировом рынке?

- С этим ничего не поделаешь. Одна и та же технология вызывает одни и те же формы. Почему приоритет на рынке имеет другой? Потому что он раньше это сделал. Иногда говорят, что японцы так себя любят, что для внутреннего рынка делают вещи лучше, чем для внешнего. Но причина в другом. В этой стране законодательно закреплено, что на территории Японии не признаётся патентное право других стран. Они скопировали германскую установку, производят на территории Японии, но в другие страны продавать не могут. Сейчас Россия запугана, пытается соблюдать массу маркетинговых правил, на которые мир в большинстве своём не обращает внимания. В результате производство практически не развивается. Дело в том, что патенты действуют ограниченное количество лет. И китайцы этим пользуются. Берут проверенную технику 1990 годов и, модернизируя, выпускают свой продукт.

- Не проще ли выпускать на родных предприятиях импортную марку, скажем, автомобилей? Заключаешь договор с брендовой фирмой - и собирай сколько душе угодно.

- Посчитайте сами: например, АвтоВАЗ купил конструкторскую документацию на устаревшую линейку «Рено». Сделка составила 3,2 млрд евро. А китайцам полностью отсканировать и перевести в цифровой вид «Мерседес» обошлось в 178 тысяч евро. Я не говорю, что этот подход оптимальный, но то, что дешевле в 15 раз, - однозначно. Мировая практика: при изготовлении продукта обязательно исходят из тех материалов, которые под руками, затем - адаптируют к местным условиям (в Сибири, например, морозы), и, наконец, даже если вы захотите повторить один в один технологию, у вас не получится. Например, в нашем крае самым оптимальным вариантом было бы широкомасштабное использование алюминия. Автомобили 1990 годов делались из чугуна. Но сейчас мировая автопромышленность с каждым годом увеличивает процент алюминия в изделии. А что касается формы и функциональности, их можно взять у старых моделей. Просто скомбинировать их. Даже японцы любое перспективное изделие покупают по одной штуке. Посмотреть. Да и в любом автомобильном предприятии обязательно закуплены машины конкурентов. Всё распиливается, сканируется, смотрится, как сделано. Это называется конкурент-инжиниринг.

- И не считается воровством технологий?

- Воровство технологии - когда вы купили где-то конструкторскую документацию и нагло по ней производите продукт. А когда вы разобрали, посмотрели, поняли плюсы и минусы - какое же тут воровство? Не нужно копировать один к одному. У китайцев, знаете, какая проблема была в своё время? Они приобрели в России БТР, им достался экземпляр без пепельницы. А они скопировали машину с дырочками для пепельницы, не понимая для чего эти отверстия.

- То есть ориентация на зарубежных производителей и перенимание их опыта может спасти экономику России?

- Конечно. При этом не нужно прыгать выше головы, а грубо с калькулятором просчитывать соотношение цена - качество. Почему я считаю, что китайский способ для нас сегодня был бы оптимален? Потому что в разработки требуется вкладывать огромные деньги, чего не делается. Но у нас есть кадры, которые могут работать с современными программными продуктами. Изделие, которое привлекает внимание потребителей, берётся как опорная точка, начало отсчёта. Исходя из имеющегося уже можно смотреть: а можем ли мы это сделать на своём рынке или произвести дешевле. Небольшой пример: многие мамочки в Красноярске покупают за 30 тысяч рублей коляски с надписью «Испания», которые сделаны в Китае, причём из нашего же алюминия. Или другой пример: Россия производит 90 процентов титана в мире, а все имплантанты делаются за рубежом. Копирование импортного производства, возможно, позволит нам сделать хотя бы первый шаг на пути от сырьевой экономики к промышленной.

- Россияне уже научены горьким опытом производства отечественных автомобилей: сколько мы ни старались, «Лада» так и осталась ненадежной машиной. Получится ли у нас производить свои модификации импортных марок с должным качеством?

- Иногда многие импортные современные изделия пресыщены маркетингом, их можно было бы сделать проще. Часто применение новых технологий притянуто за уши. У России есть возможность не то что повторить, а улучшить импортный продукт. Просто адаптировать его к нашим условиям. Например, за рубежом делают настолько экономичные дизели для автомобилей, что зимой они у нас замерзают. Под дизель ставят печку, чтобы его отогреть. А если оборудовать автомобиль другой электроникой, он проживёт дольше. Всё возможно, стоит только голову приложить.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА