Новости

Переписывать без остановки

Переписывать без остановки

Треть электронных торгов признаны несостоявшимися

Вспоминать Виктора Степановича и незабвенное черномырдинское «хотели как лучше» мы будем, похоже, ещё долго. По крайней мере, пока будет живо государство и для его функционирования будут надобны разные закупки - от ручек и бумаги для чиновников до лекарств для больниц и парт для школьных классов.

Идеологи Федерального закона № 94 очередные надежды возлагали на электронную систему проведения торгов, которая начала действовать с января этого года. Главный их аргумент был в том, что потенциальные подрядчики не смогут обманывать государство, заранее договариваясь об участии-неучастии в торгах за определённую мзду. За время действия закона аферисты сумели поставить дело на поток. Они приходили в офис к участникам аукциона и недвусмысленно намекали: мы готовы отказаться от участия в торгах за определённую плату или готовы заплатить вам, если вы откажетесь. Проигравшим в этом случае оказывался только городской бюджет, поскольку в итоге контракт заключался по максимальной цене, без какой-либо экономии.

Увы, констатируют специалисты, пока надежды на более качественное и выгодное для бюджета проведение государственных закупок через электронные торги не оправдались. Об этом шла речь и на коллегии администрации Красноярска, главным вопросом которой стало подведение промежуточных итогов муниципального заказа-2011.

В России может появиться закон, который полностью изменит систему государственных закупок. С ним заказчики получают право проводить предварительный отбор и набирать в штат «контрактных офицеров».

- При всех положительных моментах в размещении заказа на электронных торгах - скорость, доступность, уменьшение договорных торгов - мы видим и минусы по сравнению с молоточными аукционами, проводившимися ещё в прошлом году, - говорит заместитель главы Красноярска - руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин. - Сумма полученной экономии на одну закупку оказалась на четверть меньше, чем при обычных аукционах. Произошло это потому, что снизилась конкурентная борьба: если раньше у нас в среднем было более семи заявок, то сейчас - меньше трёх потенциальных участников. Треть электронных аукционов в этом году вообще не состоялись. В прошлом году таких было меньше шести процентов.

По неподтверждённым данным, и от аферистов все эти глобальные изменения системы не избавили. То есть всё по Черномырдину.

Но глава города Пётр Пимашков уверен, что критиковать закон и бесконечно говорить о его несовершенстве - не выход. Можно и нужно искать варианты качественного его применения при существующей законодательной базе.

- Мы нашли такой вариант при подготовке аукционной документации на строительство и ремонт дорог, - подчеркнул на коллегии Пётр Пимашков. - В условиях для потенциальных подрядчиков чётко прописывается, щебень какой фракции они должны использовать, каким свойствам и качествам должен отвечать применяемый битум и так далее.

Мы создали систему контроля, которая позволяет выявить ненадлежащее исполнение контракта и заставить подрядчиков переделывать работы за свой счёт или отказаться от их услуг. А ведь тоже поначалу были разговоры, что это невозможно. Но вариант найден, и качество в итоге изменилось к лучшему.

Долго и серьёзно на коллегии разбирали ситуацию с закупками для льготного питания ребят в школьных столовых.

- По питанию нам приходится каждый год для каждой школы проводить как минимум три конкурса: в начале финансового года для питания льготников, перед летом - для организации питания на пришкольных площадках и перед началом очередного учебного года - на первое полугодие для питания льготников, - рассказывает заместитель главы города - начальник департамента социальной политики Василий Куимов. - Причина в том, что каждые полгода изменяются данные о нуждаемости, кто-то добавляется в льготники, кто-то исключается, и эти списки незначительно, на 1-2 процента, различаются. А льгота должна предоставляться конкретной семье. В противном случае речь идёт о нецелевом использовании средств. Конечно, для поставщиков это тоже невыгодно, когда он неуверен в будущем, не знает, победит в аукционе на следующее полугодие или нет.

- Но это ненормальная ситуация. Нет смысла проводить закупки на такой небольшой срок и по каждой школе отдельно, - высказал мнение глава города, - надо объединять закупки по городу в целом, делать их долгосрочными. Тогда мы заинтересуем производителей, а не перекупщиков. А производители обеспечат поставку качественных продуктов. У нас есть пригородные хозяйства, которые не могут найти стабильный сбыт молока, но в конкурсах выигрывают не они, а перекупщики, демпингующие, а потому неспособные выполнить контракт. Так быть не должно.

Опыт объединения торгов по одноименным закупкам в Красноярске есть. Это подтвердили участники коллегии, задействованные в организации торгов. Например, уже сейчас так формируются закупки по бензину, что позволяет изначально заявлять минимальные оптовые цены и экономить бюджетные средства.

Если же говорить об экономии в цифрах, то снижение цены участниками торгов составило 475 миллионов рублей. Еще 200 миллионов бюджет получил за счёт штрафов, которыми были наказаны нерадивые подрядчики. Причём реальные штрафные санкции были применены в этом году впервые. Ввести их в действие позволило как раз таки чёткое формулирование условий контрактов.

Участники коллегии не раз говорили при обсуждении, что в основном к 94-ФЗ приноровились. Беда только в том, что нововведения этого года в системе госзакупок далеко не последние. Причём речь идёт даже не о новых рихтовках существующего закона, а о принятии - уже случившемся и ещё предстоящем - новых нормативных актов, полностью изменяющих нынешнюю систему госзакупок.

- В июле 2011 года принят Закон № 223, который, по сути, возвращает в лоно 94-ФЗ автономные учреждения и вводит в него муниципальные предприятия. От заказчиков потребуется размещать на общероссийском официальном сайте утверждённое положение о закупке товаров, а также план закупок, - поясняет Владимир Щербенин.

Но самое серьёзное изменение готовит Минэкономразвития. Они не оставляют мысли заменить существующий сегодня 94-ФЗ новым федеральным актом, законом о Федеральной контрактной системе. Весь этот год Минэкономразвития дискутирует с ФАС о том, стоит ли продолжать переписывать 94-ФЗ или отказаться от него и создать новый федеральный документ по госзакупкам. Антимонопольщики уверены в жизнеспособности существующего закона, но Минэкономразвития не отступает и намерено направить свой законопроект, размещённый полмесяца назад на их официальном сайте, на утверждение депутатам. Этот документ предусматривает не только предварительный отбор участников, что поможет отстранять от участия в торгах поставщиков, неспособных выполнить тот или иной заказ, но и введение государственные должности «контрактных офицеров», которые будут отвечать за реализацию контрактов от начала до конца. Сторонников у этого законопроекта не меньше, чем противников, и чем закончится дискуссия вокруг системы госзакупок, пока неясно.

- Как бы ни развивались события в части законотворчества, - считает Пётр Пимашков, - наша задача уже сейчас подготовиться к проведению муниципальных торгов 2012 года. Чтобы мы смогли вовремя приступить к ремонту дорог, школ, других учреждений, чтобы своевременно поставлялись продукты питания в детские сады, чтобы выполнялись все другие обязательства власти перед горожанами. Это задача, к выполнению которой нужно приступать незамедлительно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА