Новости

Прогресс ищет человека

Прогресс ищет человека

Стратегия есть, но где найти исполнителей?

Трудно, ох как трудно дается стране переход на инновационные рельсы. По-существу, речь идет о создании новой, неведомой индустрии - индустрии знаний. Здесь важны и отдельные элементы - финансы, инфраструктура, стимулы, и оптимальное сочетание этих элементов. А такое сочетание может предложить только чётко проработанный документ, на роль которого претендует проект Стратегии инновационного развития страны до 2020 года.

Правда, сам этот документ прошёл недавно очередную стадию доработки в Минэкономразвития и в доработанном виде представлен на рассмотрение правительства России. Теперь путь к инновационному будущему не выглядит дорогой через тёмный лес. Он разложен на 20 этапов, выполнение каждого из которых можно чётко фиксировать.

И, что наиболее важно, эти этапы получают чёткую поддержку в виде государственного финансирования. Правда, здесь есть ложка дегтя. Объемы господдержки, и без того небольшие, в 2012-2013 годах станут ещё меньше. Если сегодня эти расходы составляют 1,3 процента ВВП, то в ближайшие два года снизятся до одного процента. И только в последующие годы начнут расти.

Понятно, что суммы настолько незначительны, что для того, чтобы наступил эффект, нужны прицельные, точечные финансовые инъекции. Они и предлагаются. Так возрастет поддержка высокотехнологичного экспорта - одного из самых слабых мест отечественной экономики. Увеличатся расходы на прикладные научные исследования, создание сети национальных исследовательских университетов и формирование научных фондов.

В целом выделены три основных финансовых потока: бизнес, регионы и дети, а точнее, детское научно-техническое творчество. В 2013 году инновационный бизнес получит четыре миллиарда рублей, регионам достанется пять, а детям полтора. Опять же не бог весть что. Поэтому всем очевидно: размазывать пять миллиардов на 89 российских регионов бессмысленно. Стратеги предлагают отобрать пять регионов - инновационных лидеров. Отбор предлагается начать уже в текущем году, а оценивать - по трём параметрам: научному потенциалу, доле инновационных предприятий и готовности администрации региона поддерживать хай-тек.

Есть ли вероятность попадания в «пятёрку» для нашего региона?

  • Дело не в том, есть ли вероятность. Дело в том, что надо обязательно войти в эту пятёрку, - считает депутат городского Совета Красноярска Наталия Фирюлина. - Для этого сегодня делается очень много. С точки зрения трёх составляющих, по которым будет производиться отбор, регион выглядит очень достойно. Если говорить о поддержке власти, то она не эпизодическая, а системная. В крае создано министерство инноваций и инвестиций - такая структура сама по себе является новшеством и новшеством весьма показательным, поскольку отражает то внимание, которое власть сегодня уделяет развитию этого сектора. Прежде всего - самому важному: формированию инновационной инфраструктуры. Научный потенциал края также позволяет претендовать на роль технологического лидера. Сибирский федеральный университет сегодня входит в десятку лучших вузов страны. И, что очень важно, согласно результатам недавнего российского рейтинга, он лидирует по такому показателю, как коммерциализация научных разработок. Вокруг СФУ формируется пояс малых наукоёмких предприятий. На мой взгляд, университет сегодня успешно работает в области самой важной, но и самой сложной задачи, определённой Стратегией инновационного развития, - создания того класса предпринимателей, который станет двигателем научно-технического прогресса. Но, разумеется, полностью возложить эту задачу только на сферу образования и науки - невозможно.

Мы сегодня много говорим о том, кто именно должен формировать новый тип предпринимателя, ориентированного на высокотехнологичные проекты. Кто-то полагает - власть, кто-то - бизнес, кто-то - наука. На самом деле, в этом процессе должны принимать участие все три названные силы. Но их интересы зачастую не стыкуются. Требуется нечто, способное объединить их. Это нечто - инновационная инфраструктура, включающая массу элементов - инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные и посевные фонды и многое другое. Изобретать здесь ничего не надо - все элементы апробированы мировой практикой. Отдельные элементы системы уже существуют и у нас, например Красноярский инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Но важно соединить разрозненные части в единое целое, добавить недостающие «детали» и таким образом получить «критическую массу» развития инновационного сектора. И с этой точки зрения попадание края в «пятёрку» позволит за счёт государственной поддержки серьёзно ускорить процесс формирования инфраструктуры инноваций.

  • В стратегию инновационного развития Россия-2020 могут войти признанные инновационные регионы: Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, возможно, Томск. Но и у Красноярского края, на мой взгляд, также есть хорошие перспективы, - таково мнение Сергея Верховца, первого проректора по науке и международному сотрудничеству СФУ. - За последние год-два наш край вошёл в лидирующую группу регионов по развитию науки и инноваций, укреплению связей с производством. Власти края уделяют этому пристальное внимание, достаточно активно продвигая регион в инновационном поле России. В Красноярском крае - в отличие от некоторых регионов, где это часто декларируется или сориентировано в основном на малый бизнес, - накоплен мощный потенциал науки и наукоёмкого производства, и он реален. В регионе сосредоточены и огромные производственные мощности. Достаточно сказать, что здесь полностью находится гражданский космос, половина атомного кластера, по большей части металлургия: Норникель, РУСАЛ, развивается нефтегазовая отрасль: Роснефть, Газпром… Всё это позволяет нам претендовать на поддержку инновационной программы России.

Нерешённая проблема на пути внедрения инноваций в сектор реального производства - инертность ряда предприятий крупного и среднего бизнеса в отношении модернизации производства и их импортно-ориентированность по обновлению своих мощностей. Как пример - предложение учёных СФУ по замене обычных трубопроводов на трубы из сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Этот позволит многократно увеличить долговечность, притом что затраты на производство и утилизацию оказываются в несколько раз ниже. Но инновационное предложение наталкивается на нежелание компании идти на первичные дополнительные затраты. Вот здесь как раз нужна поддержка государства, которое в рамках программы могло бы компенсировать бизнесмену часть затрат.

  • Люди, готовые работать в сфере хай-тек, есть - и в достаточном количестве, - считает член совета директоров компании «АВР-инжиниринг» Анатолий Кошелев, - проблема в том, что гибкость сегодняшней системы поддержки технологичного бизнеса крайне низка. К примеру, мы, работая над финансовым обеспечением проекта, имеющего вполне очевидную инновационную составляющую, дошли до ведущих российских компаний, занимающихся венчурным финансированием. Однако, несмотря на положительную оценку проекта, полтора года усилий в этом направлении финансового результата пока не принесли. Поэтому возникает важный вопрос: а как всё-таки выращивать инноваторов? Можно это делать в тепличных условиях инкубаторов, технопарков, особых зон. Но тогда нет гарантии, что предприятие, выйдя из теплицы в открытый рынок, долго проживёт там. А можно выращивать в том же открытом грунте, где растут все остальные бизнесы. Только предварительно убрать с поля булыжники, сквозь которые хай-тек никогда не прорастет. В конце концов, для бизнеса самое важное - прибыль. И если предприниматели увидят, что норма прибыли в технологичном бизнесе выше (в том числе и за счёт мер государственной поддержки), чем, скажем в торговле пирожками, то вот он - стимул. Конечно, риск вложений в хай-тек больше, чем в пирожковый бизнес. Но бизнес вообще дело рисковое. Сколько людей пытаются заработать деньги на валютном рынке, где риск сравнивают с ездой по оживлённым городским улицам на скорости 120 километров в час? Но люди идут на это по одной простой причине - прибыль от одной удачной сделки может многократно превысить доход, который вы получите, вложив деньги в надёжные, но малодоходные государственные ценные бумаги.

Есть ощущение, что государство от грандиозных, но достаточно туманных планов прорыва в целых технологических направлениях постепенно приходит к осознанию того, что нужно развивать очень конкретные производственно-технологические процессы, которых в России сегодня либо вообще нет, либо они морально устарели. В самом деле, невозможно даже и мечтать о лидерстве в сфере информационных технологий, не располагая технологиями для производства элементной базы. Невозможно производить бензин стандарта Евро-4, не зная, что это такое. Первый шаг - определить тот перечень технологий, без которых страна дальше развиваться не может. Второй - найти тех людей, которые будут эти технологии создавать. Или вырастить их. Но главное - заинтересовать. Ибо метод «шарашкиных контор», в которых создавалось техническое могущество страны, сегодня не актуален.

Количество людей, занятых научными исследованиями и разработками в России (на конец года, тыс. человек):

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

1532,6

1061,0

887,7

813,2

807,1

801,1

761,3

742,4

в том числе:

исследователи

804

518,7

425,9

391,1

388,9

392,8

375,8

369,2

техники

180,7

101,4

75,2

66

66

64,6

60,2

60

вспомогательный персонал

382,2

274,9

240,5

215,6

213,6

208

194,8

187

прочий персонал

165,7

166,1

146,1

140,5

138,5

135,7

130,5

126,2

По информации Росстата

Читайте также:

Клубы технического творчества и естественнонаучные кружки для школьников в Красноярске

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА