Новости

Как воспитать инноватора?

Как воспитать инноватора?

Георгий Шайдуров, заведующий кафедрой радиосистем СФУ, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор:

- И сейчас уже многое делается для воспитания инноваторов. В краевом Дворце пионеров регулярно проводятся школы технической и технологической культуры, где мы пытаемся сделать из ребятишек инноваторов и изобретателей. Преподаватели вузов читают лекции, дети решают сложные проектные задачи, защищают свои проекты.

Я думаю, надо организовывать кружки инноваторов и в школах - с привлечением к преподаванию специалистов предприятий и преподавателей вузов. Практики и учёные должны доносить до школьников идеи инноваторства. Изобретательство - это наука, существуют книги по теории изобретений. И если со школьниками правильно работать, преподавать им теорию изобретательства, всё получится.

При этом не стоит уповать на занятость профессорско-преподавательского состава, одну лекцию в полгода каждый сможет прочитать детям. Это обязанность взрослого - нести техническую культуру в массы, его божественное предрасположение. При этом я не думаю, что потребуется слишком большие финансовые вложения в организацию подобных кружков.

Молодёжь необходимо направлять на правильный путь, руководить ею. Сейчас техническим творчеством интересуется поцентов десять молодых людей, остальные склоняются к гуманитарным наукам - экономике и юриспруденции. Но многие из них неправильно представляют свою предрасположенность. Учатся в Интернете и у телевизора, а на экране только ужимки и прыжки. Куда голову приложить?

Марина Добровольская, депутат Законодательного собрания Красноярского края:

- Вопрос о том, как воспитать инноватора, конечно, интересный, как говорил Райкин, но все эти проблемы очень хорошо решаются росчерком пера наверху. А на земле, когда приходишь на комиссию по делам несовершеннолетних или в школу, видишь, что 30 процентов детей подвергаются жестокому обращению, потому что их родители пьют или не работают. Я считаю, что сначала нужно решить экономические проблемы в обществе. Многие родители не могут устроиться на работу, чтобы достойно содержать своих детей, и живут на копейки. Посмотрите, в каком состоянии при этом находятся дети! 30 процентов из них пребывает на уровне выживания, не нужные своим родителям и не имеющие возможности не то что думать о будущем, а без элементарного куска хлеба и нормальной одежды. О каком техническом творчестве в такой ситуации может быть речь?

Прежде чем говорить о развитии личности, нужно посмотреть, что происходит в семье. Наша проблема в том, что мы много говорим красивых фраз, но скрытый рынок безработных у нас очень большой. А отсутствие работы у родителей не позволяет детям полноценно развиваться.

Эдвард РАГИН, эксперт по инновационным проектам:

- Успех попытки направить страну по пути инновационного развития в решающей степени зависит от того, насколько велико число управленцев, способных на деле внедрять инновации. Создание инновационной экономики и наукоёмких производств прежде всего требует решения проблемы кадров, в связи с чем самой важной проблемой развития становится кадровое обеспечение всех уровней - от руководителей корпораций и научно-технических центров до квалифицированных рабочих.

Нашей стране необходима национальная стратегия подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, включающая переподготовку управленцев, формирование научно-педагогических кадров мирового уровня и подготовку, подготовку квалифицированных рабочих, специалистов и научных работников, соответствующих требованиям будущего. Разработка такой стратегии требует активности со стороны государства.

Наивно полагать, что рынок труда самостоятельно решит проблему обеспечения кадрами высокотехнологичных отраслей.

Валентин Кочнев, директор научно-внедренческого инженерного центра «Радиус»:

- Чтобы увлечь детей, необходимо развивать научно-техническое творчество. Помните, когда-то были кружки «Юный техник». Сегодня такие можно открыть в каждой школе. Ведь молодому человеку всегда интересно знать, как создаётся техника, как устроен мир. В школьную программу нужно ввести больше естественных наук, а не вычеркивать их в пользу гуманитарных предметов.

И мне кажется, очень важен личный пример. Я отношусь уже к старшему поколению. Со мной работают уже дети и внуки. Интерес к научно-техническому творчеству у них появился, когда они наблюдали за моей работой. Они видели насколько это интересно и увлекательно. Ребятишек ещё в школе можно было бы отправлять на практику - общаться с новаторами и изобретателями, учиться у них и перенимать опыт. В советское время очень развито было шефство. Каждое промышленное предприятие было шефом школы. Дети постоянно вывозились на экскурсии на заводы и фабрики, общались с рабочими, отправлялись туда на производственную практику - учились секретам мастерства. Так, может быть, возродить эту практику?

А ещё большой бонус развитию инноваторства в стране дало бы поощрение изобретателей.

Юрий СМИРНОВ менеджер:

- Вы знаете, у нас столько расплодилось этих инноваторов, что голова просто идёт кругом. Причём я говорю о псевдоинноваторах, которые дальше какой-нибудь оригинальной идеи не пошли. Истинных специалистов очень мало. Мы тоже можем помечтать о лыжах с пропеллерами или машине, перепрыгивающей с дерева на дерево, но насколько реально воплощение этих идей, у нас сомнений не вызывает. Помнится, Маяковский писал об учёном, изучающем бородавки в Бразилии, и клеймил его бессмысленностью занятия. Я придерживаюсь такого же рода позиции. Если твоя разработка нежизнеспособна, то незачем её навязывать обществу. Но, к сожалению, сейчас пошла мода на всё инновационное. Кто-нибудь из правительства отметит работу инноватора, и тот уже себя в грудь бьёт, что она принесёт огромную общественную пользу. На него выделяют субсидии либо целевые средства, а через пару лет оказывается, что эта вещь и не нужна никому. Вместе с тем бюджетные деньги потрачены, кто-то для себя сделал галочку в оказании помощи молодому и перспективному учёному. А что в итоге получилось? Бег на месте, как у белки в колесе.

Анатолий ДЮНДИКОВ член лесопромышленной корпорации:

- Инновационная сущность идёт от рождения, и мне кажется, что воспитать инноватора невозможно. Конечно, нет правил без исключений, и люди, не имеющие интеллектуальных способностей, могут многого добиться с помощью упорства и труда. Но если у человека жилка инноватора есть в крови, то он будет добиваться поставленной цели намного быстрее. Другое дело, что не всё зависит от способностей, и должен быть своего рода наставник, который поможет оттолкнуться от берега и запустить кораблик в море. Но построить эту лодку они должны вместе. Для этого должен быть качественный материал, заточенный инструмент, схемы и образцы, по которым строят лодку, к примеру, в других странах. Этот процесс долгий, иногда нудный, но со временем он приносит положительный результат: парус развернётся, и лодка помчится далеко-далеко, так что и не догонишь.

Дмитрий ДЕВЯТОВСКИЙ, генеральный директор мебельной компании:

- Ребёнка трудно воспитать, чего уж говорить о взрослом человеке. Воспитание - это процесс, требующий высококвалифицированного образования, упорства и времени. Инновации - это превращение знаний в деньги. Суметь научить учиться человека, а потом научить его превращать знания в деньги - процесс очень сложный. Здесь стыкуются сразу и бизнес-хватка, которая зачастую зависит от характера человека, и аналитические способности. Я думаю, что далеко не каждый сможет стать инноватором. И далеко не от каждого воспитателя всё зависит. Да, есть гениальные по своей природе кузнецы человеческих кадров, но никто не сможет сделать из камня розу и наоборот. Пока что это из области фантастики. А реальная жизнь показывает, что в нашей стране появились тысячи дилетантов, почуявшие огромные грядущие инвестиции, которые кинулись в инновационную экономику и совсем скоро такими же темпами оказались у разбитого корыта.

Антон Нестеров банковский работник:

- Воспитать инноватора невозможно, инноватором нужно быть в душе. Если человек привык с рождения быть потребителем и его воспитали быть потребителем, то его сущность не изменить: он будет всегда искать быстрейшего достижения цели и не рассчитывать варианты, позволяющие извлечь большую прибыль, но через некоторое время. Это ведь как игра в шахматы. Второразрядник видит на два хода вперёд, а гроссмейстер - на десять ходов. Порой весь мир восхищается, как какой-нибудь известный шахматист выигрывает партию против миллиона человек. А кто-нибудь задумывался, что среди этого миллиона лишь единицы могут рассчитать на несколько ходов вперёд? Вместе с тем то, какой будет следующий ответный ход, рассчитывается из большинства. Толпа заранее обречена на поражение, потому что она классом ниже гроссмейстера. Также и с инноваторами. Лишь единицы способны рассчитать и развить своё дело, остальные теряются в безликой массе.

Людмила ЮДИНА, директор общеобразовательной гимназии № 13, депутат городского Совета Красноярска:

- С введением новых государственных образовательных стандартов инноватика внедряется в школы. Уже начиная с первого класса применяются учебники нового поколения, вводится проектная, исследовательская деятельность. А в школах, которые участвовали в федеральном эксперименте по профильному образованию, закладываются основы радиотехники и радиоэлектроники. То есть инновационные процессы, которые идут в экономике, также распространяются и в образовательных учреждениях. Например, во многих школах, в том числе и в нашей, с пятого класса на предметах технологии вводятся робототехника и радиоэлектроника. Существует много разных видов роботов, мы работаем уже на профессиональных моделях. И, что не менее важно, на эту узкую специальность в школы пошли работать мужчины. У нас в школе преподают 35 мужчин, пять из них ведут робототехнику и радиоэлектронику.

В Красноярске работают краевой и городской бизнесинкубаторы, где участниками всех инноваицонных процессов могут быть не только резиденты инкубаторов, но и школьники. Министерство образования края и управление образования города выдвинули много проектов, в которых участвуют школьники - они группами или в одиночку занимаются исследованиями.

Сейчас широкое поле деятельности для подрастающего поколения начиная с детского сада и школы. А именно в детских учреждениях зарождается подготовка ребят к инновационной экономике России.

Инновационная подготовка идёт, просто нужно больше давать информации об этом, чтобы находить крупицы положительного опыта и формировать мнение общественности.

Сергей Богданов, директор инженерно-инновационного центра «Технопарк-Наука»:

- Когда мы говорим о том, что молодое поколение необходимо чему-то учить, то речь идёт об устремлении взглядов в будущее. Какой будет страна через пять лет или через десять, двадцать? Сегодня мы не можем ответить на этот вопрос, потому что перед нами не поставлено определённой цели. Государство не сформировало той далёкой цели, к которой мы должны идти. Да, есть направление на инновации. Но если на конце этого направления не будет заказа, ничего не получится.

Чтобы в России воспитывать инноваторов, прежде всего необходимо изменить подходы к жизни самой страны. Сегодня люди пропитаны пессимизмом, они не понимают, что происходит. И постепенно этот пессимизм будет распространяться и на детей. А вот когда россияне узнают, ради чего они живут - ради улучшения экологии или модернизации экономики, - они смогут выстроить систему достижения этой цели. Решить вопрос с научно-техническим творчеством молодёжи, воспитанием инноваторов в школе. А пока мы тыкаемся как слепые щенки около столба в поисках своего места. Пока не будут сформированы цели и задачи, ничего не изменится. Умная молодёжь так и будет уезжать работать за границу. Возрождение Российского государства должно стать национальной идеей. Страна, цель какую-то поставь!

Юрий Похабов, начальником инженерно-инновационного центра СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН:

- Возрождение инноваторства имеет несколько пластов. Обязательный элемент - это основы научно-технического творчества, потому что без этого вырастить грамотного молодого человека невозможно. Как он будет работать, если не знает, из чего сделаны железяки? В советские времена существовал специальный термин «научно-техническое творчество молодёжи» (НТТМ). Это направление просто можно возродить по старым советским лекалам, даже не нужно ничего выдумывать. Школу НТТМ прошли миллионы людей, на которых сегодня держится наша экономика. Кроме того, существует такая наука, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), она нужна детям как воздух. Ребятишкам нужно ломать мозги, чтобы они знали, как выстраивается решение тех или иных задач. Плюс к этому необходимо давать основы инноваторства. Такой науки пока не существует, но я считаю, что она необходима современному поколению, потому что молодёжи необходимо показывать, с помощью каких механизмов инновационная разработка может дойти до потребителя. То есть это обучение логике продвижения инновационного бизнеса. Учить этому можно не только студентов, но и школьников. Три науки - НТТМ, ТРИЗ и основы инноваторства - будут дополнять друг друга: НТТМ - то, что можно сделать руками, ТРИЗ - как поработать головой, а инноваторство - как придуманное или сделанное использовать в качестве коммерческого продукта.

Кроме того, ещё на школьном этапе можно определить, кто из детей к чему приспособлен. Интересуешься техникой или работаешь головой - ребятишки должны быть сориентированы именно на своё направление деятельности. Чтобы человек стал успешным, ему необходимо ещё до совершеннолетия определиться, чем заниматься в жизни.

Читайте также:

Клубы технического творчества и естественнонаучные кружки для школьников в Красноярске

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА