Новости
Авто настоящее, но только маленькое
В воскресный день, когда все нормальные люди заняты домашними заботами и отдыхом на природе, в молодёжном центре Свердловского района Красноярска «Зебра» собрались мальчишки, молодые люди и уже взрослые мужчины. Всех их сюда привела одна страсть - автомодели.
Для участия в гонках моделей нет ограничений
Молодёжный центр «Зебра» - единственный в Красноярске, в котором развивается такое необычное для города направление спорта, как автомодельный. И даже несмотря расположение, а центр находится в отдалённом микрорайоне, любители находят возможность приехать позаниматься и померяться силами на местных соревнованиях.
В «Зебре» уже второй год проходят заезды на кубок молодёжного центра. Это пятиэтапные соревнования, которые длятся практически весь год - первый этап начинается в апреле, а завершается цикл в декабре. Мы попали как раз в середину - на третий этап. В этот раз на местном автодроме соревновались радиоуправляемые внедорожники масштаба один к восьми. Как говорят специалисты, это самый популярный у спортсменов размер модели, соревнования таких авто очень зрелищно.
- Состав спортсменов достаточно разноуровневый по возрасту и по техническому оснащению, - говорит заместитель директора по развитию молодёжного центра Свердловского района Красноярска «Зебра» Евгений Юденко, - от 14 до 35. Для одних это спорт, для других хобби, увлечение.
«Зебра» активно развивает техническое творчество молодёжи. В лаборатории радиоуправляемых автомобилей ребята с десяти лет могут заниматься абсолютно бесплатно. Начинают они с самых простых моделей. Сначала изготавливают автомобили из дерева и картона. Как говорят специалисты, во время такой работы ребятишки приобретают навык обращения с материалом и инструментом, а также развивают моторику рук. После этого переходят к простейшим моделям авто, которые оснащены электрическим двигателем, но ездят просто по прямой. А старшие ребята получают маневренные радиоуправляемые модели и изучают их уже более досконально. Ведь, как и настоящие большие машины, они имеют двигатель, подвеску, те же узлы и агрегаты. Это тот же автомобиль, только водитель не сидит в нём, а стоит рядом и управляет дистанционно.
- Научно-технический процесс дошёл до такого уровня, что даже взрослому человеку сложно самому сделать какие-то детали для радиоуправляемого автомобиля, - говорит Евгений Юденко. - Это требует лицензионных станков и сложного программного обеспечения. Потому модели, которые участвуют в заездах, покупаются в специализированных магазинах.
Впрочем, как рассказывают спортсмены, чтобы подготовить автомобиль к гонкам, приходится немало потрудиться. Ведь продаётся модель в разобранном виде. Этот конструктор необходимо правильно собрать и отрегулировать.
- Если есть техническое рвение, то собрать несложно, - констатирует самый младший участник гонок - 14-летний Юра Судиловский. - А секреты управления автомобилем постигаются тренировкой.
Перед стартами спортсмены тщательно проверяют работу своих агрегатов. Говорят, что модель, так же как и большой автомобиль, может ломаться, если неправильно эксплуатировать. Например, на трассе может выйти из строя подвеска или отлететь колесо. Скорость модельки развивают бешенную - до 100 км в час.
Опытные участники соревнований уже изучили тонкости подготовки автомобиля к гонкам. Дело в том, что модели существуют двух видов - электрические и работающие на обычном бензине. Резвость у них одинаковая, а вот на влагу они реагируют по-разному. Если вода попадёт в электромодель, проводка может замкнуть и машина выйдет из строя.
- Чтобы обезопасить модель, каждый применяет свои секреты, но никто их не раскрывает, - говорит взрослый участник соревнований Дмитрий Лобов - папа Юры.
Как говорят спортсмены, на соревнованиях родственников нет. Так что папа с сыном совершенно не волнуются о том, как им предстоит конкурировать в гонке.
- Может быть, мы вообще в разных заездах выйдем, - замечает Дмитрий. - Победа в любом случае за тем, кто первый приехал. А это зависит от пилота. Нужно вовремя остановиться, повернуть, газ нажать или тормоз, руль повернуть.
Взрослый спортсмен отмечает, что раньше увлекался настоящими большими машинами. Но потом понял: в модельных гонках больше адреналина.
По трассе уже расставлены маршалы, которые должны следить за прохождением гонок и, если авто перевернётся, возвращать его в рабочее положение. Даны наставления судьям. Участники соревнований последний раз выводят свои авто на квалификационный заезд. Сейчас машинки проходят трассу по одной, как говорится, пробуют дорогу на колесо. В гоночном заезде им придётся стартовать всем вместе.
За ограждением уже волнуются зрители. Мальчишки из близлежащих домов и сыновья взрослых увлечённых техникой красноярцев. В «Зебре» поддерживают интересы людей разного возраста. Сюда приходят и мужчины, у которых осталось «детское» хобби - собирать модельки. С ними трудятся их дети - от двух и старше. Говорят, ребятишки настолько быстро осваивают технику, что папа ещё не успевает что-то взять в руки, а сын уже точит деталь.
- Занятие техническим творчеством очень важно для ребёнка, - считает Евгений Юденко. - Сейчас такая ситуация, что многие молодые люди, приходя в армию, не знают, что такое молоток и отвёртка, не умеют ими пользоваться, не знают, как починить табуретку. А занятия в любом кружке технического творчества дают навык работы практически со всем инструментом, который применяется в быту. Кроме того, у нас в стране давно уже поднимается вопрос о дефиците инженерных специалистов. Это большая проблема не только для страны, но и для Красноярского края. А наши ребята идут в основном в технические вузы и ссузы.
Судья с флажком выходит на старт. Взмах - и автомодели резко срываются с места, несутся по горкам и ухабам трассы…
Читайте также:
Клубы технического творчества и естественнонаучные кружки для школьников в Красноярске