Новости

А стены там не жёлтые

А стены там не жёлтые

Психиатрическая служба перешла на препараты комфортной жизни

На прошлой неделе в нашей газете был опубликован материал «Психбольница: взгляд изнутри». Автор - бывшая пациентка психиатрической больницы, которая находится в Овсянке, высказала свои личные впечатления от пребывания в этом медучреждении, где она год назад проходила лечение. После выхода материала в редакцию позвонил Григорий Гершенович, главный врач краевого психоневрологического диспансера (больница в Овсянке является подразделением этого медучреждения) и предложил нам побывать на экскурсии в вышеуказанном стационаре. Посмотреть на жизнь и быт её обитателей, так сказать, уже взглядом журналиста.

Такая возможность выпадает не каждый день, поэтому мы с удовольствием согласились и отправились вместе с Григорием Маркеловичем в Овсянку. По дороге главный врач объединения психиатрической службы края рассказал нам о том, как в целом сейчас работает и развивается психиатрическая служба в нашем регионе.

  • Благодаря тому, что год назад произошло существенное увеличение финансирования медикаментозного обеспечения - с 17-20 до 100 рублей в день на одного пациента, - рассказывает Григорий Маркелович, - мы смогли перейти сразу от препаратов нейролептиков первого поколения к нейролептикам последних поколений, позволяющих дать новое качество жизни.

Лечебный эффект таков: удалось сократить рост инвалидности по психиатрическим заболеваниям, уменьшилось время пребывания пациента на госпитализации, реже стала и необходимость повторного прохождения лечения в стационаре.

  • Следом был поднят вопрос и о питании больных, - делится главный врач объединения. - Если раньше пациенты питались на 34-44 рубля, то сейчас - на 117 рублей. Для того чтобы проследить, как кормят пациентов в объединении, мы сделали одно и то же меню для всех восьми филиалов диспансера. То есть если сегодня в Овсянке на обед рассольник, гречка с подливом и мясом, компот, то и в восьми филиалах меню такое же.

За разговорами в пути время пролетело незаметно, и вот мы на месте. Если вы думаете, что психиатрическая больница - это обязательно жёлтые стены, вы ошибаетесь. Они там розовые, голубые и салатового цвета. Причём в каждой палате стены покрашены в два тона. К примеру, снизу более насыщенный розовый, верх - тоже розовый, но уже светлее и нежнее. «Это своего рода цветолечение», - объясняет медперсонал больницы.

На окнах современные шторы и тюль. В палатах тесновато, но чисто и уютно. Кто-то из пациентов просто лежит, уставившись в потолок, кто-то читает книгу, кто-то с интересом начинает нас разглядывать…

  • В нашей больнице самые маленькие площади, если сравнивать в целом по краю, - констатирует Александр Бендера, главный врач филиала. - Действительно в палатах лежат и по 11 пациентов, хотя по СанПиНам положено четыре человека. Но реконструкцию сделать технически нет возможности. При этом за последние пять лет в крае количество больных, состоящих на учёте, увеличилось на 7,5 процента. Соответственно, и число пациентов в больнице тоже выросло.

В качестве времяпровождения пациенты ухаживают за территорией своего «второго дома». Сажают цветы, поливают, занимаются прополкой. Есть в больнице и своя библиотека, да только одни пациенты читают книги, а другие их рвут в силу специфики заболевания.

Сама больница барачного типа, ей 63 года. За последние три года, по словам Александра Бендеры, прошло уже шесть судов по закрытию медучреждения, постоянная неопределённость - закроют или нет? И куда деть тогда 325 пациентов, которые живут хоть и в тесноте, но при этом в тепле, под присмотром специалистов, одеты и накормлены.

Наш визит в больницу пришёлся как раз на время обеда, и мы тоже пообедали из общего котла. Суп оказался наваристым и вкусным, гречка с подливом и мясом тоже приготовлены качественно. Ещё нам предложили протёртую отварную морковь и компот. Компот мы выпили с удовольствием, а вот для моркови места в желудке уже не осталось - нам вполне хватило первого и второго блюд. То, что спустя год кормить здесь стали лучше, отметила и автор статьи «Психбольница: взгляд изнутри», которая тоже ездила с нами и получила ответы на свои вопросы.

К примеру, почему в кранах нет горячей воды? Оказывается, в силу специфики заведения в палатах раковин быть не должно, вода есть в умывальнике, имеется ванная, в которой можно помыться, дают пациентам возможность и что-то постирать, если это необходимо, но под присмотром персонала. Да и температура воды должна быть не выше 37 градусов. Туалеты в психиатрических больницах действительно оборудуются стеклянными дверями, пациент должен всегда находиться в поле зрения персонала. Тем не менее в одном из отделений уже установлена новая сантехника с небольшими дверцами, скрывающими больного наполовину.

Чтобы убедиться, что экскурсия для нас не показуха, по приезде в редакцию мы связались с Марком Денисовым, уполномоченным по правам человека в Красноярском крае, который не раз был в больнице с проверками, причём в отличие от нас - без предупреждений о своём визите.

  • За последние четыре года ко мне поступило всего две жалобы от пациентов больницы, - отметил Марк Денисов. - По каждому факту проведена проверка, нарушений не выявлено. Медперсонал делает всё возможное в довольно непростых условиях. Единственное, что меня беспокоит, это обветшалость помещений больницы. Сейчас принято решение о строительстве быстровозводимых сооружений, рассчитанных на сибирский климат, куда бы можно было перевести пациентов.

Читайте также:

Психбольница: взгляд изнутри

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА