Новости
Где в Красноярске семьям с детьми могут помочь решить психологические проблемы
«Ребёнка не узнать. Был послушный, общительный мальчик, а недавно вдруг замкнулся, стал дерзить». «Дочь потеряла интерес к учёбе, пропадает на улице, не могу на неё повлиять». Проблемы, связанные с детьми, у всех семей разные. Но в любом случае перед родителями стоит выбор: пытаться справляться с трудностями самостоятельно или обратиться за сторонней помощью. Кто-то советуется с уже прошедшими подобные ситуации знакомыми, кто-то надеется на опыт и мудрость старших родственников, а в последние годы родители всё чаще обращаются к детским психологам. О том, где в нашем городе семьям с детьми могут помочь решить психологические проблемы, пойдёт речь в сегодняшнем выпуске «Доброго совета».
Если плачет и дерётся
В каких случаях можно и нужно обращаться к психологу? К этому специалисту следует обращаться с любой ситуацией, которая приводит к тому, что вы не справляетесь с ребёнком, не можете найти причин в его поведении и создать доверительные отношения.
Имейте в виду, что развитие детей идёт быстро. Исправлять ситуацию можно вовремя, потом это будет сложнее. Нерешённые детские проблемы порою на всю жизнь застревают в человеке и откладывают отпечаток на характер, поведение, мировосприятие. Во взрослом состоянии решать их гораздо сложнее.
Чаще всего к специалистам родители обращаются по таким вопросам, как агрессивное поведение ребёнка, задержка развития, плохие взаимоотношения с братьями и сёстрами, ухудшение памяти. Родителей малышей беспокоят приучение детей к горшку, плохой аппетит, заикание, постоянные капризы чада, адаптация его к детскому коллективу. Семьи, где растут школьники, волнуются по поводу снижения успеваемости, неуверенности ребёнка в себе.
Когда работа со специалистом необходима? Вас должны насторожить навязчивые страхи ребёнка, повышенная тревожность, беспокойный сон, апатия или депрессивные настроения, повышенная агрессивность, истеричные капризы.
Для родителей не будет лишней беседа с психологом, даже если нет явной проблемы. Специалист познакомит вас с особенностями возрастной психологии, подскажет, как предупредить конфликты, последствия сложных ситуаций.
С проблемами речевого развития работают логопеды. Нарушения могут быть как у совсем маленьких детей, так и у школьников.
- Раньше родителям рекомендовали обращаться к логопедам не раньше, чем ребёнку исполнится пять лет, - рассказывает Марина Малышева, заместитель директора центра диагностики и консультирования № 7. - Считалось, что к этому возрасту проблемы могут разрешиться сами собой. Но есть сложные речевые патологии, работать с которыми нужно начинать как можно раньше. Поэтому если что-то беспокоит в речевом развитии двух-трёхлетнего ребёнка, родителям необходимо своевременно обратиться к логопеду.
Речь нельзя рассматривать отдельно от психического развития детей в целом. Ресурсы центров позволяют пройти наиболее полное обследование и комплексно работать с проблемой ребёнка.
Для всех, кому нет восемнадцати
В муниципальную систему образования входят восемь учреждений, где работают с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие специализированные центры есть в каждом районе города. Семьи могут обратиться за помощью к психологам, логопедам, дефектологам, социальным педагогам и другим специалистам. В центрах работают с детьми совершенно разного возраста. Комплексная помощь оказывается как ребятишкам, которым нет ещё и года, так и подросткам до восемнадцати лет.
Психологи есть сейчас во многих школах, однако не всегда ребята воспринимают их вне педагогического коллектива. Прийти к школьному психологу и откровенно рассказать о своих проблемах готовы немногие. Инициаторами визита к специалистам, как правило, являются родители. Однако в любом психологическом центре, входящим в систему образования, могут принять подростка, желающего поговорить с психологом один на один.
Потребуется время
Психолого-медико-педагогические центры предлагают достаточно большой список услуг. Прежде всего, это диагностика. Специальные методики помогают определить уровень психического, интеллектуального развития и отклонений в поведении детей, имеющих трудности в обучении и общении. У детей до трёх лет специалисты определяют темп развития важнейших психических сфер - общих движений, навыков, восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, характера общения со взрослым и другое. У более старших ребят оценивается уровень развития психических процессов, активно участвующих в познавательной деятельности ребёнка (внимание, память, мышление, восприятие) в соответствии с возрастными нормами. Диагностическое обследование осуществляется специалистами различного профиля: психолого-педагогического (педагоги-психологи, учителя логопеды, дефектологи); медицинского (врачи: невролог, психиатр, ЛОР).
Кроме того, родителям помогут понять индивидуальные особенности и склонности личности ребёнка, его потенциальные возможности в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения.
- Записаться на консультацию можно как по телефону, так и лично, - объясняет Валерий Шабунин, директор центра диагностики и консультирования № 8 «Эго». - В зависимости от характера проблемы определяется специалист, который будет работать с ребёнком. После диагностики выбирается необходимая коррекционная или развивающая программа, форма - индивидуальные или групповые занятия.
Кому-то нужно развивать коммуникативные навыки, у кого-то задержка речевого развития, кто-то страдает повышенным уровнем тревожности. При этом в каждом возрасте свои особенности, всё это учитывается при составлении программ.
Один из самых востребованных специалистов сейчас логопед. К сожалению, детей с нарушениями развития устной и письменной речи - дизартрией, дислексией, алалией - сейчас достаточно много. Подобные проблемы мешают общению со сверстниками, влияют на успеваемость в школе. Коррекционные программы учитывают разные особенности детей, и проведённая диагностика поможет определить, в каких занятиях нуждается конкретный ребёнок.
Большое внимание в центрах уделяют работе с подростками. Психологи помогут родителям и детям не только преодолеть трудный возраст наименьшими потерями, но и вынести для себя что-то новое и полезное. Ребятам предлагаются тренинги на развитие уверенности в себе, коммуникативных способностей, подростков учат бороться с зависимостями, управлять эмоциями и справляться со стрессовыми ситуациями.
- Важное условие успешной работы - готовность к ней самих родителей, - говорит Валерий Шабунин. - Необходимо выполнять рекомендации специалистов и понимать, что для достижения положительного результата требуется время.
Познакомиться с собственным ребёнком
«Лучше меня никто не может знать моего ребёнка», - одно из главных родительских убеждений. Но в некоторых случаях это может быть и заблуждение. Безусловно, замечательно, когда между детьми и родителями складываются доверительные отношения, когда в семье здоровая атмосфера, есть взаимопонимание и взаимоуважение, а у ребёнка нет проблем с окружающими. Но случается и так, что ситуация накалена, взрослые не видят или не хотят видеть своих ошибок, а обращение к специалисту расценивают как признание собственной слабости.
Иногда кажется, что воспитание - это просто. На самом деле существует множество особенностей, тонкостей, зная которые, родитель сможет грамотно выстраивать отношения с ребёнком.
Каждый возраст имеет свои опредёленные трудности, которые называют кризисными моментами. Родителям необходимы дополнительные знания, чтобы вместе с ребёнком преодолеть эти периоды. К примеру, существуют правила того, как говорить детям о запретах, как не создать атмосферу гиперопеки. Сами родители зачастую не в состоянии отследить и понять, в чём причины того или иного поведения ребёнка.
Дети - отличные психологи от природы. Они интуитивно понимают, когда и как нужно манипулировать родителями, и пользуются этим. Взрослые в свою очередь попадаются в эти сети, теряются и не понимают, что нужно делать. Чаще всего родители прибегают к таким мерам, как физическое наказание и крик, но круг способов и методов общения с детьми гораздо шире. Специалист не только познакомит с ними, но и научит применять их в реальной жизни. Результат, как правило, родитель видит сразу же.
Обращаться к психологу эффективно не только уже при назревшем конфликте. Есть родители, регулярно консультирующиеся с психологом по поводу развития ребёнка, влияния на него событий, происходящих в семье.
Не стоит опасаться того, что вы станете зависимым от чужого мнения и разучитесь принимать собственные решения. Общение с детским психологом стоит рассматривать как своеобразные обучающие курсы для родителей.
Полезные адреса:
Центр диагностики и консультирования № 1 Железнодорожного района - ул. Омская, 38, тел.: 243-38-14, 243-34-02
Центр психолого-медико-социального сопровождения № 2 Ленинского района - ул. Аральская, 1, корпус 1, тел. 267-61-44
Центр психолого-медико-социального сопровождения № 5 «Сознание» Октябрьского района - ул. Новая Заря, 5, тел. 244-57-86
Центр психолого-медико-социального сопровождения № 6 Советского района - ул. Микуцкого, 10, тел. 225-06-54
Городской «Центр диагностики и консультирования № 7 - ул. Вавилова, 86б, тел. 201-24-49
Центр диагностики и консультирования № 8 «Эго» Свердловского района - пр. Красноярский рабочий, 184а, тел. 236-06-90
Центр диагностики и консультирования № 9 Центрального района - пр. Мира, 46-48г, тел. 227-52-36
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения № 10» - ул. Шёлковая, 11а, тел. 201-53-01
Читайте также:
- Детские поликлиники и травмпункты
- Защита прав ребенка. Бесплатная юридическая помощь
- Молодежные центры Красноярска
- Органы опеки и попечительства
- Отделения милиции и отделы по делам несовершеннолетних
- Психолого-педагогическая помощь
- Социальная столовая
- Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних
- Телефоны доверия
- Участковые пункты милиции Красноярска
- Центр СПИД, кожно-венерологический и наркологический диспансеры
- Центры занятости