Новости

Затишье всегда перед бурей

Затишье всегда перед бурей

В старой боёвке с сухими рукавами

“Вы хотите заступить с нами на дежурство на сутки? Как я понимаю, вам желательно было бы присутствовать при тушении пожара? Да вот только сейчас не сезон. На прошлой неделе не произошло ни одного возгорания. Так что в ожидании можно просидеть у нас и три, и четыре дня, а то и дольше”. Наш визит в пожарное депо, которому в конце сентября исполняется сто лет, начался с разговора с Романом Калашниковым, начальником пожарной части № 1, расположенной в Центральном районе.

Естественно, дежурить несколько дней подряд у нас не получается, а увидеть воочию пожарных в деле очень хочется. Так что надежда побывать на пожаре всё же остаётся. “Можем организовать для вас сбор по тревоге”, — предлагает Роман Анатольевич, а мы тем временем входим в гараж, где ровным строем в один ряд стоит спецтехника. На первый взгляд здесь всё буднично и обыденно. Вот мимо проходит молодой человек с банкой краски в руках. Водитель натирает стёкла своей машины, кто-то просит товарища подать гаечный ключ…

— Сейчас подаём сигнал тревоги, и никому ни слова, что она учебная, — отдаёт распоряжение Роман Калашников начальнику караула Олегу Драчёву.

— Так точно, — рапортует Олег Евгеньевич. Тут же раздаётся вой сирены, и гараж оживает.

____Крепкие здоровые мужики, словно муравьи, бегут с разных сторон. Моё внимание приковывает пожарный, который проносится мимо, что называется, со скоростью света. Я даже и не поняла, каким образом за считанные секунды он оказывается в боевой спецодежде. Мужчина буквально впрыгивает в штаны, одно движение — и он уже в куртке, на ходу, направляясь к машине, цепляет пожарный пояс, надевает каску. И вот уже спецтехника за воротами.

— Как всё быстро-то, даже не успела разглядеть всех деталей и тонкостей, — удивляюсь я.

— Боевая одежда пожарного (а именно так она называется) складывается не только определённым образом, но и в последовательном порядке, — разъясняет Олег Драчёв. — На самый низ кладётся пояс с карабином и пожарным топором. Затем укладывается куртка таким образом, чтобы сразу просунуть в неё руки и через голову накинуть на себя. Поверх куртки располагают штаны гачами вниз, а поясом к себе. Сверху пожарная каска, её надевают в последнюю очередь.

По нормативам одеться в боевую форму пожарный должен за 24 секунды, а вообще весь сбор и выезд по тревоге к месту вызова производится за одну минуту. И в реальности так и происходит — лично засекала время.

____— В смену у нас дежурят от 12 до 14 человек, — рассказывает начальник караула ПЧ-1. — Три единицы техники: автолестница, автомобиль первой помощи, автоцистерна. Пожарная часть как своего рода небольшая армия. Рабочие сутки начинаются с заступления на дежурство: принимается техника, идёт проверка личного состава, снаряжения и обмундирования. Сменяющийся караул уходит в отбой, а новая смена приступает к несению дежурства.

— А если за сутки так ничего и не случилось, чем тогда занимаются пожарные в течение дня? — интересуюсь я.

— Если ничего не случилось, занимаемся хозработами, — говорит Олег Драчёв. — Да вы и сами сейчас всё видели. Ребята поддерживают в порядке и чистоте помещения подразделения, прилегающую территорию, готовят технику. Работы хватает всем. Утром идут занятия по подготовке личного состава.

По словам Анатолия Приходова, начальника караула и одного из старожилов пожарной части № 1, в последнее время учения и тренировки проходят значительно чаще, больше внимания стали уделять и теории. Первая пожарная часть считается кузницей кадров. Именно здесь огнеборцы приобретают опыт тушения пожаров повышенной степени сложности.

____— Пожар пожару рознь, — признаётся Роман Калашников. — Например, в нашем Центральном районе много деревянных зданий с низкой устойчивостью при возгорании. И тушить такие пожары намного сложнее, чем кирпичные объекты, железобетонные здания.

Особую сноровку и опыт должны иметь водители. Попробуй-ка маневрировать за рулём габаритной спецтехники в час пик в центре города среди других машин. Тем более что от пожарной части до места вызова расчёту необходимо добраться не более чем за 10 минут, отведённых регламентом.

— Мы обычно укладываемся в положенное время, — констатирует начальник ПЧ-1. — Пока нашей части достаточно для того, чтобы охватить весь Центральный район. Вообще, на каждый район полагается одна пожарная часть, однако поскольку у нас Советский район самый большой, то сейчас в районе улицы Ястынской строится новая пожарная часть.

Это будет усовершенствованная и современная подстанция, которую оснастят новой техникой.

В процессе нашей беседы поднимаемся на второй этаж в кабинет начальника пожарной части. Ступая по лестнице вверх, внимательно осматриваюсь.

____— Надо же, шагаю по ступеням вековой давности, — с уважением к столь внушительному возрасту произношу я. — За такой период у вас здесь, наверное, домовой-пожарный обжился. Никто ночами не стучит, не вздыхает таинственно?

— Домового у нас тут точно нет, да и другой нечисти тоже, — отнекивается Роман Калашников. — В прошлом году в пожарной части побывал священник и всё освятил: и помещения, и технику.

— А что, значит, такое мистическое всё же присутствовало, раз пришлось прибегнуть к помощи служителей церкви? — цепляюсь за услышанное.

____— Да не было ничего, и не верю я во всех этих барабашек, полтергейстов и прочее, — произносит Роман Анатольевич.

— А есть у огнеборцев какие-нибудь приметы? — продолжаю я выпытывать секреты профессии у самого главного пожарного.

— Приметы есть, — признаётся он. — Как только пожарный получает новую боёвку, обязательно случается пожар, причём крупный.

____— Ещё у нас не принято желать друг другу сухих рукавов, — добавляет Олег Драчёв. — Как только пожелали — что-нибудь случится. Ну и затишье — всегда перед бурей, если долго ничего не происходило, значит, грядёт что-то глобальное. Как правило, приметы всегда подтверждаются жизнью.

Роману Калашникову работать на самом первом пожаре пришлось в Иркутске, когда на жилой дом упал грузовой самолёт “Руслан”. И хотя тогда Роман Олегович стоял только в оцеплении и непосредственного участия в тушении не принимал, эмоций хватило.

— Большое количество очагов возгорания, рядом пятиэтажный жилой дом, детский сад, — вспоминает начальник ПЧ-1. — Тушить трудно, потому что разлилось внушительное количество топлива, которое растекалось по всем щелям, проникало в подвал. Кругом развалины, паника. Декабрь, на улице за минус тридцать…

У начальника караула Олега Драчёва первый пожар случился тоже непростой — погиб человек.

____— А как чувствует себя человек, когда видит смерть другого? — произносит Олег Евгеньевич. — Сначала даже возникло какое-то чувство страха, которое необходимо было побороть. Обгорелое тело ведь не каждый день видишь… Тогда мелькнула мысль, что это, может быть, не моё дело? Но со временем привыкаешь, приходит опыт.

Входим в кабинет. Сбоку на тумбочке стоит несколько икон. И, кстати, в каждом из автомобилей пожарной части тоже есть небольшие иконки. В профессии огнебореца, как говорится, все средства хороши, потому как пожар сродни боевым действиям.

____— Идёшь туда, не знаешь куда, — констатирует Олег Драчёв. — И что там, среди дыма и огня, тебя подстерегает, неизвестно. К примеру, горит гараж, возможно, в нём газовые баллоны. Сколько их? Где они расположены?.. Но в такие минуты, спросите любого пожарного, о себе вообще не думаешь. Есть поставленная задача, и её нужно выполнить любой ценой. И в такой ситуации важно чувство локтя, бросить где-то своего товарища просто недопустимо. Как ушли все вместе на выполнение задания, так все вместе и вернулись. В 1995 году, когда я ещё работал в пожарной части Железнодорожного района, горел частный дом. При его тушении со стволом на кровле наш сотрудник провалился в самый очаг пламени и погиб…

И в глазах много повидавшего за свою службу в пожарной части и закалённого огнём сурового мужчины на миг отражается чувство боли и утраты, голос предательски начинает дрожать. А я начинаю осознавать, насколько в какой-то мере цинично моё ожидание пожара для того, чтобы сделать репортаж. Ведь за каждым таким случаем идёт потеря имущества, стоят человеческие жизни. И как бы пожарные ни спешили на вызов, для тех, кто охвачен огнём, минуты ожидания кажутся вечностью.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА