Новости

Что изменится в образовательном процессе учащихся средних классов

Что изменится в образовательном процессе учащихся средних классов

Переходим на личности

Когда-то французский писатель-гуманист в своём романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое. Это продуманный режим для ребёнка, многостороннее образование, развитие самостоятельного мышления, творчества и активности. Рабле советовал связать образование с окружающей действительностью. В разные эпохи взгляды на воспитание и образование детей менялись, появлялись новые теории.

В рубрике «Народная трибуна» мы продолжаем обсуждать тему школьного образования, которое сейчас переживает процесс реформирования. По новым стандартам обучают ребятишек начальной школы. Множество пересудов вызвал проект готовящихся федеральных государственных стандартов для старшеклассников. А вот про основную школу, то есть средние классы, складывается ощущение, что забыли. И это звено как бы провисло…

На самом деле новые стандарты для учащихся средних классов приняты на федеральном уровне ещё в декабре прошлого года. В настоящее время на базе Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования создан Центр подростковой и старшей школы, предназначением которого как раз и является организационно-методическое сопровождение к введению новых стандартов в классах среднего звена (основной школы).

- В нашем крае начата подготовка к апробации новых стандартов на средней ступени в 50 пилотных школах (13 из них красноярских), - рассказывает Светлана Андреева, проректор по учебно-методической работе Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования. - Педагогам предстоит внимательно изучить все нюансы и аспекты своей деятельности в предстоящих изменениях образовательного процесса. Кроме этого, в несколько пилотных школ поступит новое оборудование, которое тоже нужно будет апробировать. На основании результатов апробации сформируют перечень необходимого и эффективного оснащения, чтобы затем при официальном введении новых стандартов в основной школе рекомендовать его во всех образовательных учреждениях края.

Начальная школа уже прошла аналогичный этап, и список так называемого инвариантного оборудования, то есть того, что в обязательном порядке должно быть во всех младших классах, уже сформирован. Теперь то же самое предстоит и среднему звену. Остальные условия новых стандартов основной школы также мало чем отличаются от начальной.

- Так же, как и начальной школе, во вводимых стандартах для средних классов делается упор на внеурочную деятельность и достижение определённых результатов, больше внимания уделяется и вопросам воспитания школьников, - отмечает Евгения Новичкова, руководитель Центра подростковой старшей школы. - Аналогичны и требования, касающиеся оборудования, квалификации педагогических кадров, те же подходы, структура и всё те же тренды на развивающее обучение.

В целом же принципиальной особенностью новых стандартов для всех ступеней специалисты выделяют ориентацию обучения не на процесс, а на результат. То есть в документе чётко прописан не только сам объём необходимых знаний, но и те умения, которыми должны обладать дети на основе этих знаний.

Апробация новых стандартов для учащихся основной школы стартует в сентябре 2012 года. Гнать учащихся среднего звена впереди паровоза никто не собирается. И официально стандарты к ним начнут применять лишь тогда, когда в основную школу придёт подросшее поколение сегодняшних первоклашек, которых уже сейчас учат по-новому.

- В случае со средним звеном учитываются особенности подросткового возраста, - констатирует Марина Малышева, директор школы № 86, депутат Красноярского городского Совета депутатов. - Это период, когда для ребёнка становится важным социум, его позиционирование среди сверстников. Подросток переходит к самостоятельной постановке определённых задач, может проектировать свою деятельность, становится более самостоятельным. Про такой возраст обычно говорят - трудный. Поэтому и стандарты для учащихся средних классов начнут применять только тогда, когда в основную школу перейдут дети, обучающиеся уже изначально по новым стандартам с первого класса. И все те принципы развивающего обучения, которые закладываются в начальном блоке, дети перенесут и в среднее звено. Хотя уже сейчас говорить о традиционной школе, где ребятишек учили читать, считать и писать, говорить нельзя. Во всех образовательных учреждениях активно внедряются компьютерные технологии, ведётся проектная деятельность и так далее. Именно эти новшества и продиктовали, на мой взгляд, переход к новым образовательным стандартам.

Вопрос только в том, насколько они новы? По большому счёту, в понятие «образование» всегда входило и обучение, и воспитание. Равно как и в учебном процессе - знания, умения и навыки. Вот только почему-то со временем воспитание, умения и навыки остались за бортом, а доминантой выступили знания.

- У системы образования в разные исторические эпохи было, как минимум, три заказчика: государство, общество и личность, - разъясняет Сергей Ценюга, профессор кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - Государству всегда нужны профессионально подготовленные и лояльные правящему режиму граждане, способные обеспечить ему прогрессивное экономическое, политическое и социокультурное и научное развитие. Общество заинтересовано в репродуктивном воспроизводстве национальной культуры и самого себя. Личность стремится обрести качества, необходимые для успешной социализации и реализации своих потенций. Поэтому понятие «стандарт образования» существовало всегда, и в разные исторические эпохи он устанавливался в соответствии с присущим тому времени идеалом. Либо он был социально-общественно направленным, либо носил личностный характер. В первом случае под образование понималась сумма обретённых фундаментальных знаний, умений и навыков, во втором то, что у человека останется, когда всё выученное забудется. Содержание образования, (стандарт) что маятник, постоянно качалось в ту или другую сторону. Сейчас он в очередной раз отклонился в сторону преодоления коллективистских тенденций в пользу индивидуализации. Вот только сколько он продлится, пока неизвестно… Поживём - увидим.

ОТЗЫВЫ С САЙТА:

Вероника: Лично я поддерживаю новые стандарты. Мой сын в начальной школе обучался по развивающей программе, а потом перешёл в средние классы на обычную программу. Сейчас, если я правильно понимаю, и в средних классах тоже будет идти развивающая программа. Хоть какая-то логика появилась.

Несовершеннолетний: А вот мне интересно, а самих учеников, если они попытаются помочь своим собратьям по несчастью и их на этом поймают зоркие наблюдатели-надзиратели, тоже будут привлекать к уголовной ответственности? Помилуйте, господа, мы же ещё только жить начинаем - зачем так строго?

Беспокойная мамочка: Государство со своими новыми стандартами целенаправленно занимается вредительством. Почему-то в советское время, когда мы учились, излишняя образованность была только на пользу. А сейчас, видите ли, технарю не обязательно изучать «Войну и мир». Из ребёнка готовят механическую машину, готовую нажимать кнопочки на умных машинах и запускать разные программы. По-моему, это очень страшно. К чему мы катимся?

Физрук-ветеран: Сейчас ввели дополнительный третий час урока физкультуры, а нас в институте на физвоспитании учили тому, что организм ребёнка восстанавливается полностью после урока физкультуры только через 72 часа. Именно поэтому и было всего два часа в неделю. Теперь, видимо, дети-мутанты научились восстанавливаться быстрее, и это, заметьте, при возросшей предметной нагрузке в целом. А потом начинаем кричать о здоровье нации, проверять всех на диспансеризации, констатировать, что здоровье школьников пошатнулось. Сами же его и подрывают.

Реалист: На слова заместителя первого проректора СФУ хочу заметить, что «истерия» вокруг ЕГЭ подобна костру, в который жизнь постоянно подливает масла в виде фактов. Напомню один из них - выпускники из южных регионов с высочайшими баллами, среди прочего, по русскому и литературе, которые в заявлении на поступление в вуз делают кучу орфографических ошибок. Это означает, что на их родине в сфере школьного образования процветает коррупция и кумовство. Рассуждения о причинах этого явления опустим.

Чтобы ни говорил зампроректора или кто либо ещё, реальность заключается в том, что эта практика в южных регионах в ближайшей перспективе никуда не денется, и абитуриенты оттуда с натянутыми баллами по ЕГЭ будут во время приёма в вуз вытеснять ребят со справедливой оценкой.

Мы приглашаем наших читателей присоединиться к разговору о реформах в образовании. Помогут ли новые стандарты повысить качество образования в стране? Есть ли альтернатива ЕГЭ? Какие варианты воспитания ребёнка можно использовать в школе? Свои отзывы вы можете отправлять по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7, 10-й этаж или присылать письма на электронную почту: priem@gornovosti.ru. Также высказывать мнения на данную тему возможно на нашем сайте: ГородскиеНовости.РФ.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА