Новости

Машинное возрождение

Машинное возрождение

Революция в сфере информационных технологий не отменяет необходимости выращивать хлеб. Ибо виртуальной пищи ещё не придумано. Наряду с новыми отраслями, которые можно именовать как угодно, например «экономика знаний», существует необходимость добывать сырьё, плавить металл, обрабатывать его и создавать автомобили, вагоны, краны, экскаваторы…

Есть стратегия, будет и результат

К сожалению, иногда красивые лозунги затмевают трезвые мысли. Довольно долго пришлось избавляться от иллюзии, что рынок всё сам отрегулирует. Сегодня необходимость планирования - это аксиома. Ныне постепенно развеиваются иллюзии, что можно «большим скачком» прыгнуть в высокотехнологичное завтра, оставив в развалинах традиционные отрасли. И в первую очередь речь идёт о машиностроении. Почему? Ничего невозможно создать, имея в наличии только капиталы, сырьё и рабочую силу. Нужны некие механизмы, с помощью которых можно преобразовать сырьё в готовую продукцию. И неважно, будет ли она «тяжёлой», «лёгкой» или «нано» - всё равно с помощью рук и кувалды ничего путного создать невозможно.

Поворотным пунктом, пока ещё в сознании тех, кто принимает решения, стала стратегия развития тяжёлого машиностроения до 2020 года, разработанная в Министерстве промышленности и торговли РФ.

Здесь впервые за долгие годы расставлены определённые приоритеты. Например, официально заявлено, что в России производится целая группа оборудования, не уступающего зарубежным аналогам по качеству. Между прочим, отдельно отмечено, что отечественное подъёмно-транспортное оборудование, в частности, «тяжёлые и специальные краны вполне соответствуют современному мировому уровню, что подтверждается наличием поставок, в том числе и зарубеж; незначительное отставание в качестве и характеристиках вполне преодолимо». При этом понимаем, что речь идёт в том числе и о Сибирском заводе тяжёлого машиностроения. Впрочем в перечне основных производителей отрасли тяжёлого машиностроения, обнародованном тем же Минпромторгом, Сибтяжмаш прямо проименован. Наряду с другим индустриальным гигантом Красноярска - Крастяжмашем. Оба предприятия входят в число грандов российского тяжмаша, а их, между прочим, не так много. По Сибирскому федеральному округу - всего 13, а по всей России - 85. При этом мы знаем, что оба красноярца находятся в крайне тяжёлом состоянии, когда впору вести речь о реанимации. И, как легко догадаться, они не исключение. Казалось бы, помочь менее чем сотне предприятий не такая сложная задача. Тем более что речь идёт о становом хребте российского машиностроения. Но…

Рассуждая об эффективности государственной финансовой поддержки бизнеса, руководитель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, депутат ЗС Михаил Васильев отметил:

  • Практика последних лет показала, что линейной зависимости между объёмом господдержки и развитием бизнеса нет. Гораздо большее значение имеет предпринимательский климат. А он, начиная с 2008 года, серьёзно ухудшился. Сокращение мирового производства ударило по всей цепочке российских производителей, начиная с сырья. Крупнейшие отечественные корпорации свернули свои инвестиционные программы. Это, естественно, привело к сокращению заказов, в том числе на оборудование.

Провал отечественного машиностроения после пика 2008-го очевиден. Но что делать? Ждать конца мировой стагнации? Многие его не дождутся.

При этом Михаил Васильев не прогнозирует роста объёмов финансовой помощи бизнесу. Скорее господдержка будет проявляться в виде точечных вливаний в «прорывные проекты». Например, в Красноярском крае им может стать производство антенн для цифрового телевидения. Как видно, проект интересный, но весьма локальный.

Надо заметить, что Стратегия развития российского тяжмаша создавалась уже в посткризисный период и должна бы, по идее, содержать меры стимулирования именно с учётом провала 2009 года.

И действительно, предложен целый комплекс мер системного характера. В том числе направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Среди них субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным предприятиями российского тяжёлого машиностроения на техническое перевооружение. Считается, что эта мера будет стимулировать техническое перевооружение предприятий.

Предлагается рассмотреть вопрос о повышении ввозных пошлин на узлы и комплектующие для тяжёлого машиностроения и технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации. Разработчики полагают, что таким образом вместо зарубежного, а зачастую бэушного оборудования потребители начнут приобретать российское.

Предлагается также проработать вопрос о расширении практики применения долгосрочных контрактов на производство и поставку машин и оборудования, обеспечивающих в том числе и участие поставщика в техническом сервисном и ремонтном обслуживании машин.

Наконец, и это уже близко к советскому госпланированию, правительство намерено определить долгосрочные потребности предприятий горно-металлургического комплекса в высокоэффективных машинах и оборудовании с оценкой возможностей удовлетворения указанной потребности.

Серьёзное внимание предлагается уделить технологическому перевооружению грандов машиностроения. В частности, речь идёт о пятидесятипроцентном государственном софинансировании первоочередных стратегических разработок в области тяжёлого машиностроения за счёт средств, предусматриваемых Минпромторгом России на научные исследования и разработки. Бюджетное софинансирование предлагается и в реализации крупных инновационных проектов.

Руководитель ещё одного красноярского предпринимательского объединения президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края, депутат ЗС Валерий Сергиенко, оценивая программу Минпромторга, отметил, что главной, по его мнению, мерой по возрождению отечественного, в том числе и красноярского машиностроительного комплекса, явилось бы создание механизма «перелива» средств из нефтегазовой отрасли в машиностроительную.

  • Интересный факт, - отметил Валерий Сергиенко. - Все российские миллиардеры сырьевики, а не машиностроители.

Это, по мнению парламентария, свидетельствует о серьёзном экономическом перекосе - на самом деле, более прибыльной и инвестиционно выгодной должна быть отрасль, где количество переделов сырья, а следовательно, добавленная стоимость больше.

Каким образом можно осуществить этот перелив, вопрос другой. Но способов этих великое множество - от сугубо экономических, например гибкого налогового регулирования и стимулирования, до не очень и совсем не экономических. В частности, некоторые представители машиностроительного комплекса считают необходимым если не полную национализацию, то паритетное участие государства в управлении предприятиями отрасли. Во всяком случае крупнейшими, относящимися к системообразующим. Пример «Красмаша» вроде бы эту практику подтверждает. Предприятие, конечно, не избежало сложностей, но во всяком случае и не оказалось в кризисном штопоре.

Хорошо, что в России наконец появилось стратегическое видение развития машиностроения. И хотя сегодня сложно сказать, когда будут осязаемые результаты, повод для определённого оптимизма есть.

  • Я не считаю, что ситуация с машиностроительным комплексом настолько фатальна, что уже ничего невозможно сделать, - говорит Валерий Сергиенко. - Уверен, что возрождение будет. Другой вопрос, что это возрождение трудное, затратное и нескорое. Но будет обязательно.

Распределение российских предприятий по видам экономической деятельности (тыс., по данным Росстата на конец 2010 года)

Всего предприятий - 4823,3 (100 %)

Из них:

Занимаются производством машин и оборудования - 44,6 (0,9 %)

Занимаются производством транспортных средств и оборудования - 9,8 (0,2 %)

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА