Новости

Поезд на санях

Поезд на санях

Заходя в кабинет СКТБ «Арктика» им. А. Г. Кизима», невольно начинаешь съёживаться от морозных пейзажей. Белые снега, скованные льдом реки и сумрачное небо - всё это изображено на плакатах, развешанных по стенам. Но, собственно говоря, задача бюро не показать Крайний север посетителям, а продемонстрировать, что на нём тоже может развиваться жизнь. И в первую очередь этому отвечают современные разработки в области машиностроения.

- Сегодня в логистике существует много белых пятен, которые не покрываются ни одним из видов транспорта: ни воздушным, ни автомобильным, ни водным, ни трубопроводным, - рассказывает генеральный директор бюро Сергей Шеремет. - Крупногабаритные грузы в зимнее время по материку на север и с севера перевозятся с огромными издержками. С очень медленной скоростью этим занимаются либо тягачи, тянущие сани, либо грузовые автомобили по зимникам. Мы кое-что подсмотрели у оленеводов, кое-что у северян, пользующихся техникой, и решили, что ситуацию можно изменить с помощью машины, которая бы шла за счёт инерции скольжения, была на понтонах и не тонула и потому могла бы использоваться круглогодично: по льду, по снегу, по мёрзлому грунту и на воде.

Всепогодное транспортное средство «Санный вездеход-амфибия», как его назвали конструкторы, напоминает своего рода поезд, перевозящий большие грузы, малогабаритную технику или пассажиров по руслу рек или относительно ровной поверхности. На нём двухметровые колёса с лопастным металлическим «протектором», которые установлены между санными понтонами и толкают их вперёд. Для машины не требуется строительство дорог или переправ. Её нагрузка на квадратный сантиметр снега или льда составляет всего 100 грамм, маневренность позволяет преодолевать холмистый ландшафт с вертикальным углом до 15 градусов и боковым наклоном до 25 градусов, а средняя скорость составляет до 35 километров в час. По заранее подготовленной трассе скорость можно увеличить и до 100 километров в час. Но в любом случае машина оснащается навигационной системой, позволяющей двигаться по маршруту с минимальным отклонением даже в условиях снежных буранов и ночью.

- Вездеход амфибия - это комбинация старого и нового, - объясняет Сергей Николаевич. - На санях ещё в дореволюционной России по северам перевозили грузы. Родоначальником идеи является Александр Григорьевич Кизим - заслуженный инженер, заслуженный полярник и заслуженный изобретатель СССР, почётный гражданин Таймыра и Дудинки. Он в своём время построил Дудинский порт, возглавлял его 18 лет и не понаслышке знал, что такое доставка грузов. Александра Григорьевича, к сожалению, не стало в 2005 году. Но его коллега Александр Константинович Данилов подхватил идею. Мы с ним прошли по государственным органам, которым она показалась интересной, затем по многим корпорациям. Но на том это, собственно говоря, дело и закончилось.

Сегодня ситуация кардинально поменялась. Проект одобрен экспертным и наблюдательным советом при Правительстве Красноярского края для поддержки Краевым государственным автономным учреждением «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», выделено помещение и оборудование для проектирование, проект будет продвигаться к инвесторам и заказчикам.

Экспериментального образца пока ещё нет. Для этого нужен стратегический инвестор, готовый к серьёзным вложениям в северную логистику. Обращение к крупным финансовым группам, действующим на Крайнем Севере, пока не нашло понимания. Бизнес предпочитает покупать готовую опробованную технику, дающую прибыль сегодня. Ответ однотипен: постройте, испытайте, сертифицируйте – будем разговаривать о покупке.

Но вскоре заказ должен поступить от МЧС, которое довольно живо отреагировало на задумку «Арктики». Спасатели хотят видеть в своих рядах машину, которая может разрезать ледостав для организации управляемого ледохода, добраться до отдаленных поселений, чтобы доставить грузы и спасти людей, выполнить другие функции, которые не по силам традиционным видам транспорта..

- Природа доказывает, что по суровым климатическим условиям необходимо двигаться в связке, караваном и на санях, - говорит конструктор. - Эта истина выработана столетиями. А мы идём на север с техникой, созданной в южных широтах. Это неправильно. Мороз строит нам дороги, подсказывает вид транспорта, а мы как будто этого и не замечаем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА