Новости

Виктор Гупалов: «Машиностроение в планах правительства не обозначено»

Виктор Гупалов: «Машиностроение в планах правительства не обозначено»

В машиностроительной отрасли Красноярского края сложилась непростая ситуация. Лишь 20 процентов предприятий края от тех, что существовали в прошлые времена, сегодня продолжают выпускать продукцию. Несмотря на сырьевую направленность российской экономики, необходимо приложить все усилия, чтобы возродить машиностроительную отрасль, считает заслуженный машиностроитель СССР, президент Союза машиностроителей и металлообрабатывающих предприятий Виктор ГУПАЛОВ.

- Виктор Кириллович, Вы практически всю свою жизнь отдали машиностроению, не больно смотреть сегодня на то, как разваливается отрасль?

- Больно и обидно. Но доказывать прописную истину, что машиностроение является главным направлением всей промышленности, не считаю нужным. Ведь без машиностроения ни одна отрасль, ни одно хозяйство, да сама жизнь человека не обходится. Красноярский край всегда считался научно-индустриальным центром. Главную роль в нашей экономике играло как раз машиностроение. А сейчас от всех построенных в советские времена предприятий работает от силы процентов 20. Хотя все направления, связанные с машиностроительной отраслью, у нас в крае имеются. Это и геологоразведка, и металлургия, ремонт вагонов, ракетно-космическая отрасль, лесная и деревообрабатывающая, транспортная, связи, газонефтехимическая.

- Предпринимаются ли Союзом машиностроителей и металлообрабатывающих предприятий шаги по возрождению главной отрасли края?

- Как пример, Союзом машиностроителей были проработаны несколько значимых проектов, которые можно было бы воплотить в Красноярском крае. Например, производство самолётов для малой авиации - АН-38. Этот самолёт новосибирское предприятие имени Чкалова передавало нам безвозмездно для организации производства. Он сертифицирован, уже эксплуатируется на Ближнем Востоке и в Якутии, на Чукотке. И производить его у нас есть возможность. В аэропорту Черемшанка стоят два недостроенных корпуса длиной 60 метров и шириной пролётов 24 метра. У АН-38 размах крыльев 22 метра, то есть ангары вполне подходят для его производства. Там же существуют взлётно-посадочные полосы, техническое обеспечение. Недалеко ремонтный завод. Можно было начать производство с АН-38, а затем выпускать весь параметрический ряд техники для малой авиации.

Без административного ресурса невозможно начать разработку, внедрение и серийный выпуск значимых проектов машиностроительной отрасли. На начальном этапе необходимо бюджетное финансирование.

Производство алюминиевых вагонов. Разговор об этом идёт уже около 30 лет. В Красноярске есть производственная база, материально-техническое обеспечение, специалисты - инженеры и рабочие, подготовлен бизнес-план. Недавно мы подготовили презентацию грузового пассажирского лифта, который также можно выпускать в нашем городе. Красноярский край в год покупает порядка 700-750 лифтов. И речь идёт не только об укомплектовании техникой нового строительства, пришла пора менять лифты в существующем жилом фонде.

Много предложений по производству нестандартного оборудования для разработки нефтяных и газовых месторождений, для «Норильского никеля». Эти вопросы мы прорабатываем на всех уровнях, но сдвига пока нет.

- А в чём же загвоздка? Краевому правительству неинтересны проекты по возрождению машиностроения?

- Как-то бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сказал мне: «Меня сориентировали на разработку газовых и нефтяных месторождений и строительство дорог». Развития машиностроения в Сибири в планах правительства обозначено не было. А без административного ресурса невозможно начать разработку, внедрение и серийный выпуск таких крупных, значимых проектов. На начальном этапе необходимо бюджетное финансирование, а лишь затем можно привлекать частный капитал. Я считаю, что наполовину такие предприятия должны принадлежать государству. А мы, Союз машиностроителей, готовы помочь в разработке бизнес-планов, в подготовке производства и налаживании серийного выпуска.

- Настроено ли новое краевое правительство вести диалог по развитию машиностроительной отрасли?

- Мы встречались со Львом Кузнецовым и нашли полное взаимопонимание. Губернатор сказал, что будет поддерживать нас во всех начинаниях. Уже проведено несколько совещаний с «Норильским никелем», с разработчиками нефтяных месторождений. Я думаю, что вопрос зреет. Но сейчас самой острой Союз машиностроителей считает проблему крупнейшего предприятия Красноярска - Сибтяжмаша. Завод был сориентирован на производство кранов и грузоподъёмных механизмов большого тоннажа - от 150 до 600 тонн. По значимости это второе предприятие в России после Уралмаша. Я приехал на этот завод, посмотрел и пришёл в исключительное уныние. Частные владельцы довели предприятие до полного истощения. И сейчас Союз машиностроителей пытается найти пути, чтобы его реанимировать. Предприятие должно выполнять свои функции, а не превращаться в торговую площадку.

- Есть надежда спасти предприятие и запустить в Красноярске производство тяжёлой техники?

- Надежда есть, и Союз машиностроителей много делает для этого. У меня возникла идея на базе Сибтяжмаша и «Норильского никеля» создать в Красноярском крае машиностроительный кластер. Для этого Норильский комбинат должен представить союзу программу своего технического перевооружения, модернизации. А мы бы, исходя из неё, сориентировали машиностроительные предприятия края на выпуск необходимой промышленному гиганту продукции. Ведущее место в этом кластере может занять Сибтяжмаш. Ведь краны высокого тоннажа востребованы в «Норильском никеле». Этот вопрос обсуждался на совещании у губернатора. На нём присутствовали и представители комбината, но промолчали. И молчат до сих пор. Получается, я бросил камень в масляную ванну. То есть камень утонул, а кругов нет.

- Как долго намерены ждать реакции норильчан? Ведь в такой ситуации нужно действовать быстро, чтобы предприятие не умерло окончательно.

- Я считаю, что ситуация с Сибтяжмашем - лакмусовая бумажка для краевого правительства. Будет предприятие сохранено или уйдёт под торговые площади - именно в этом отразится позиция власти по возрождению промышленности и созданию новых рабочих мест для технических специалистов. Нельзя допустить, чтобы завод продали по отдельным корпусам. В настоящее время мы формируем управленческую команду Сибтяжмаша, у которой в планах запустить пока часть производства. Эти локальные решения придадут некоторую динамику, сдвинут проблему с мёртвой точки. Это делается силами Союза машиностроителей и аппарата правительства.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА