Новости

Дедушка онлайн

Дедушка онлайн

Что ни говори, а современные технологии облегчают нашу жизнь. Любой человек, имея доступ к компьютеру и Интернету, может познакомиться с работой различных ведомств, узнать время приёма нужного специалиста, отправить по электронной почте свои предложения и жалобы и получить ответ в короткий срок.

Вообще, сегодня многие государственные услуги можно получить через Всемирную паутину. Но воспользоваться ими могут в основном люди среднего возраста и молодёжь, которая с младых ногтей на «ты» с компьютером. Пожилые люди в большинстве своём не готовы получать услуги в виртуальном пространстве. Ведь вся эта замечательная техника появилась относительно недавно, и пенсионеры часто сомневаются в своей способности освоить современную премудрость. Но учиться никогда не поздно - это многие пожилые люди доказывают собственным примером.

Обучение пенсионеров компьютерной грамотности проходит в молодёжном ИТ-центре с марта 2010 года. Тогда ребята, занимающиеся в центре, обратили внимание на трудности, которые испытывали пожилые люди, пользуясь платёжными терминалами. Появилось желание помочь старшему поколению разобраться с шайтан-машиной. Тут же возникла идея обучить их общей компьютерной грамотности. С этого года при поддержке главного управления социальной защиты населения начинание приобрело системный характер. Теперь проект «Красноярский электронный пенсионер» общегородской: в каждом районе появились специализированные площадки. Он призван решать проблему социализации и адаптации старшего поколения к жизни в информационном обществе. В рамках проекта свыше 200 молодых людей открывают просторы киберпространства для более чем тысячи пенсионеров.

- Все юные преподаватели трудоустроены в отряде главы города, - говорит Виктория Демчук, начальник отдела семьи и учреждений социального обслуживания населения главного управления социальной защиты администрации Красноярска. - Специалисты же соцзащиты составляют списки пенсионеров, желающих пройти обучение. Делается это через районные центры обслуживания пожилых людей. По мере продвижения очереди каждый из них может получить эту услугу. Уже обучено 1 009 человек, в очереди - 1 197. Проект по истечении года не закончится - в связи с большим спросом на эту услугу управление молодёжной политики, с которым мы сотрудничаем, продлило его действие.

На первых порах обучения был сделан акцент на индивидуальный подход. К каждому пожилому студенту прикреплялся волонтёр, который объяснял и показывал, как включать компьютер, как создавать и сохранять документы.

- В пожилом возрасте, конечно, трудно усваивать новый материал, но я старалась, - говорит Нэля Лактионова, пенсионерка-курсистка. - Мне просто необходимо было изучить программу для редактирования текстов, поскольку я пишу материалы о ветеранском движении для прессы. А в редакции тексты только в электронном виде принимают. Сейчас осваиваю флэшку, на которой хранится информация. Хочу заметить, что интересно было получать знания от молодого поколения, но иногда чувствовалось, что ребятам трудно подстроится под наш стариковский ритм. Юный преподаватель вдруг начинал сыпать англоязычными терминами, и многие мои сокурсники просто терялись. Нам давали много теоретического материала - с конспектами мы работали больше, чем на компьютерах. Это, наверное, правильно.

Самым важным моментом в постижении электронной грамотности Нэля Александровна считает новое качество общения внутри семьи. У бабушек и внуков появляется ещё одна тема для обсуждения. Миры разновозрастных родственников становятся ближе.

Волонтёры, к слову, тоже обучаются. Для них были организованы занятия, на которых специалисты социальной защиты населения разъясняли особенности психологии пожилого человека, рассказывали о том, как лучше преподносить материал. Заодно пришлось обучить молодёжь, как пользоваться сайтами государственных услуг, поликлиник, аптек. Чтобы они, в свою очередь, поделились полученными знаниями со своими подопечными. Оказывается, этот сектор Интернета ребятам был почти неведом, гораздо лучше молодёжь ориентируется в социальных сетях.

- Мы разработали методическую программу, рассчитанную на месяц, - говорит Юлия Тирских, директор молодёжного ИТ-центра. - Организовали ребят, распланировали занятия. Учитываем, конечно, пожелания самих пенсионеров. В частности, они хотят освоить скайп - специальную программу для видеосвязи с собеседником в любом уголке мира. Интересует наших студентов и работа в компьютере с фотографиями.

С недавнего времени к обучению красноярских пенсионеров подключилась компания Microsoft, в рамках своего соглашения с администрацией города предложив использовать обучающую программу «Твой курс». Как рассказала Юлия Тирских, программа представляет собой хорошо проработанные видео- и аудиоматериалы, где подробно и наглядно разъясняются тонкости - куда подключить мышку, как вставить флэшку. В конце обучения всем слушателям курса вручается именной сертификат, который можно предъявить работодателю как свидетельство своей компетенции.

- У меня в «Одноклассниках» уже четыре друга, - с гордостью говорит Зинаида Карлова, одна из учащихся, с которой мы познакомились в ИТ-центре. - Отправила сама туда фотографии. Я довольна полученными знаниями, сначала просила сына показать мне, как пользоваться Интернетом, он советовал мне применять метод тыка. Понятно, что эффекта от такого «обучения» не добиться. А когда я походила сюда, на курсы, то многое усвоила. И в итоге однажды сказала своему сыну: «Меня научили! Без тебя научили!». Он спросил меня, что я могу. Я показала, и он сказал: «Да ты ас уже!».

В планах организаторов обучения рассказать пенсионерам о безопасности в Интернете, разъяснить пожилым людям, что и здесь есть мошенники. Что не стоит вводить номер своего мобильного телефона на сомнительных сайтах. Что в киберпространстве, как и в реальной жизни, если соблюдать определённые правила, можно чувствовать себя вполне комфортно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА