Новости

Почему в Красноярском крае нет комплексной системы реабилитации наркозависимых людей

Почему в Красноярском крае нет комплексной системы реабилитации наркозависимых людей

Посмотреть правде в глаза

Наркомания - глобальная проблема нашей страны, требующая самого пристального внимания и государства, и всего общества в целом. Причём с каждым годом в зависимость попадает всё больше молодых людей. Об этом говорит статистика. Если в 2009 году в Красноярском крае впервые было поставлено на учёт по употреблению наркотиков 156 подростков, то в 2010 году эта цифра доросла до 190 человек. При этом, отмечают эксперты, и в стране, и в регионе до сих пор не отлажена комплексная система работы с наркозависимыми людьми.

О том, насколько действенны современные методы реабилитации, как помочь освободиться от страшной зависимости, говорили представители медицинского сообщества, православной церкви, депутаты и сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков на круглом столе, прошедшем в редакции нашей газеты.

Наталья Махова:

  • Уже не первый год проблема реабилитации наркоманов обсуждается различными ведомствами и специалистами, но, как говорится, воз и ныне там. Будем смотреть правде в глазе. На сегодня как таковой системы комплексной реабилитации у нас в регионе нет.

Наше учреждение оказывает медикаментозное лечение, для этого у нас есть определённые методы и необходимые специалисты. Пытаемся наладить взаимодействие и с общественными центрами, религиозными организациями, фондами, занимающимися реабилитацией. Однако все они видят решение проблемы избавления от наркозависимости по-своему. У каждого существуют свои методики и программы. При этом остаётся открытым вопрос: «Кто должен инспектировать эти программы в плане их эффективности и безопасности?».

Юрий Гордеев:

  • По нашим оценкам, сегодня в Красноярском крае реализуется порядка 40 реабилитационных программ различных коммерческих, религиозных и общественных организаций. И наша деятельность сегодня как раз и связана с выстраиванием взаимоотношений всех существующих организаций.

По моим наблюдениям, внутри этих программ есть некий комплекс, но нет медицинской составляющей, профессиональной психологической помощи. Зато имеется социальная поддержка и человеческое отношение к людям, попавшим в зависимость. И они дорогого стоят, потому что, по сути, от наркоманов все отказались. А общественные организации буквально берут таких людей с улицы, приводят к себе и начинают с ними работать, показывая новый смысл в жизни, новые ценности, ориентиры и установки. Плюс после прохождения реабилитации их не бросают, а продолжают курировать и дальше.

Ирина Круглова:

  • Понимаете, в чём загвоздка: сегодня государство выделяет деньги на решение проблемы наркомании, но из-за разобщенности ведомств результат оставляет желать лучшего.

В Красноярском крае действует долгосрочная целевая программа «Комплексные меры по преодолению наркомании, пьянства и алкоголизма». К её реализации подключено много различных ведомств, каждое выполняет определённую часть программы. При этом нет никакой согласованности действий. Каждый из участников предлагает что-то своё, преследуя единственную цель - освоение бюджетных средств.

Обычно занимаются оценкой ситуации по количеству преступлений, совершённых наркозависимыми, подсчитывают количество людей, находящихся на лечении в нашем диспансере… Но я считаю, что в первую очередь надо рассматривать имеющиеся в регионе ресурсы, позволяющие решать проблему преодоления наркозависимости комплексно: определить, кто может подключиться к оказанию такой помощи, каким образом взаимодействовать общественным организациям между собой, а также с представителями органов управления и власти.

Эдуард Яговдиков:

  • Поскольку мы затронули законодательную тематику, хочу сказать, что в настоящее время готовится закон Красноярского края по профилактике наркомании. Большинство статей документа уже отработано, создан базовый костяк. Прошли обсуждения закона, заинтересованные ведомства внесли свои предложения.

Отмечу, что две трети регионов в стране уже имеют подобный закон, у нас же пока такого нет. К чему это приводит? Отсутствует нормативно-правовая база, на которую можно опираться при проведении профилактической работы среди школьников. Не на что основываться при проведении тестирования на наркозависимость среди учащихся образовательных учреждений. Вот эти моменты мы и постараемся расписать подробно в готовящемся законе. Работа по его созданию предстоит ещё немалая. В сентябре мы планируем заслушать документ на заседании общественного Совета при УФСКН РФ по Красноярскому краю, после чего он будет направлен для утверждения в Законодательное собрание края. Мы надеемся, что в ноябре закон будет принят.

Есть ещё один аспект. Десятки частных врачей в городе занимаются лечением наркозависимости, что противоречит закону. Лечить могут только государственные медицинские учреждения. При этом частные доктора никакой ответственности за свою деятельность не несут. Залезли в карман, обобрали человека, а потом он вынужден обращаться за помощью в краевой наркодиспансер.

К тому же, к сожалению, у нас нет ни одного государственного реабилитационного центра. Только совсем недавно этот вопрос сдвинулся с мёртвой точки. При КНД выделены площади под его создание. Предстоит серьёзная и сложная работа, поскольку здание старое, требуется его реконструкция. Тем не менее проблема пусть и не так быстро, но решается. И хотя бы один, но государственный реабилитационный центр в крае всё же появится. Пока же мы можем предложить лишь лечение в наркодиспасере и прохождение реабилитации в частных центрах, как бы ни относились к ним государственные органы. И существующие на сегодня различные реабилитационные организации действительно в какой-то мере спасают ситуацию.

Наталья Махова:

  • Позвольте мне, как практику, высказать свою точку зрения по этому поводу. В области наркомании я работаю уже 15 лет, и мне абсолютно неважно, будет ли заниматься реабилитацией частная клиника, религиозная или общественная организация, либо государственное учреждение. Главное, чтобы человек, попавший в беду, где-то зацепился, нашёл место, где ему будет хорошо, и оттуда начал шагать по пути своего восстановления и возврата к нормальному образу жизни.

Татьяна Рублёва:

  • Однако в этом вопросе очень важно информировать обратившихся за помощью людей о подводных камнях, с которыми они могут столкнуться. У нас есть примеры, когда в некоторых центрах при реабилитации опираются на трудовую деятельность, считая, что человека можно вылечить только трудом, и попросту отдают наркомана в рабство. Ситуация на сегодня ещё осложнена тем, что деятельность подобных организаций никакими нормативными документами не оговорена, и мы не можем провести там официально проверку.

Поэтому сегодня мы поставили себе задачу - собрать список всех существующих на территории Красноярского края реабилитационных центров, поскольку пока полной информации о них у нас нет. Пытаемся собрать их воедино и посмотреть, что они из себя представляют, по каким программам работают и какая поддержка им необходима.

Ещё одна серьёзная проблема в том, что помощь наркоману оказывается только при его добровольном согласии, но мотивация при этом у зависимых граждан отсутствует.

Родион Петриков:

  • Вот вы затронули очень важный вопрос мотивации наркозависимого человека к лечению. А ведь сейчас есть конкретные методики, которые позволяют доказать наркоману необходимость лечения.

Известно, что многие зависимые люди соглашаются на лечение только на грани кризиса, и его можно создавать искусственным образом. Приведу пример. Недавно к нам обратилась мама с сыном-наркоманом, мы предложили ему пройти курс реабилитации сроком в один год, но парень был готов потратить на своё лечение только один месяц. Тогда мы применили метод так называемой бомбардировки. Собралась рабочая группа, куда вошли отец Николай, руководитель отдела по реабилитации, я и наши инструкторы, которые в прошлом были наркозависимыми, прошли курс реабилитации и остались работать при нашем центре. Молодому человеку была назначена повторная встреча, где мы попросту насели на него. Рассказали в подробностях, что сейчас с ним происходит в реальности, какие последствия ожидают, и привели в качестве примера как раз таки наших инструкторов, которые смогли побороть свою зависимость и вернулись к нормальной жизни. После нашей беседы молодой человек согласился на год своей реабилитации. И это только одна из существующих методик, которая позволяет создать мотивацию к лечению.

Эдуард Яговдиков:

  • То, что лечить от наркозависимости можно только по собственному желанию пациента, создаёт большие трудности в решении проблемы. Приведу недавний случай в Ачинске, когда по вине водителя, находившегося в состоянии наркотического опьянения, в результате страшной аварии погибли ни в чём не повинные люди. При этом ранее этот человек уже трижды задерживался во время управления автомобилем под воздействием наркотиков, но никаких мер при этом наша служба принять не смогла, поскольку лечить его можно только при добровольном согласии. На мой взгляд, необходимо заставлять наркоманов проходить лечение в принудительном порядке.

Нина Михалёва:

  • Сегодня существует проблема не только с реабилитацией и лечением наркоманов, но и с окружающим их социумом. К примеру, прошёл человек лечение и реабилитацию, а дальше опять попадает в ту же среду. Пришёл на дискотеку, а ему друзья говорят: «Уколоться хочешь?». Он отвечает отказом. «А травку покурить?». Парень вновь отказывается. «Тогда, может быть, ты выпьешь пива?». Молодой человек говорит: «Да, пиво я выпью». А дальше он уже готов и уколоться, и покурить. То есть срывается. И в этой ситуации на наркозависимых ни в коем случае нельзя ставить крест. Они его и сами на себе поставят в ситуации, когда все от них отвернутся. Наоборот, такому человеку необходимо знать, что есть место, где его примут и помогут. За границей, если наркоман попался с дозой, ему предлагают на выбор: либо уголовное наказание, либо несколько программ лечения, которые финансируются государством. У нас же наркозависимый и его родные остаются со своей бедой один на один. Поэтому сегодня государство, как никто другой, должно повернуться лицом к существующей проблеме.

Родион Петриков:

  • Я бы хотел ещё обратить внимание на то, что зависимость - это проблема не только одного человека, но и всей его семьи, где зачастую создана система потворства наркоману. Родные покрывают его долги, уводят от уголовной ответственности, считая, что так они смогут предотвратить развитие неприятных последствий. А на самом деле родные отодвигают момент кризиса, при котором зависимый человек согласен пройти лечение. И сегодня большинство наркоманов погибают не в наркопритонах и подъездах, а дома. Чтобы избежать таких трагических последствий, мой совет родственникам - как можно раньше обращаться за получением консультации в реабилитационные центры или государственные учреждения.

Николай Чихичин:

  • На сегодня в стране между службой Госнаркоконтроля и Русской православной церковью подписано соглашение о сотрудничестве, по которому церковь должна взять на себя организацию реабилитационных центров в России. У нас в регионе такой опыт уже имеется, и это большой плюс. Ведь, согласитесь, наркоманию нельзя излечить только медикаментозно. Это болезнь и духовная, и в борьбе с ней требуется очищение души и мыслей наркозависимого человека. Здесь как раз большую роль может сыграть православие. Не менее важна и профилактика среди подрастающего поколения. А это прежде всего здоровая семья и хорошее образование.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА