Новости

Кто должен заниматься воспитанием ребёнка

Кто должен заниматься воспитанием ребёнка

В роли целителя

«Новорождённые везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания», - отметил в своё время древнекитайский мыслитель Сюнь-цзы. Интересно, что русское слово «воспитание» имеет корень «питать». Его синоним «кормить», откуда вытекает «вскармливание». В древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Сегодня в обществе вновь заговорили о важности воспитательного компонента в сфере образования. Хотя, как говорят педагоги, воспитание в школе присутствовало всегда. Однако в последнее время всё же наблюдался значительный перекос в сторону знаний.

- В 80-90-х годах прошлого столетия глобальные изменения в социально-экономической и социокультурной сферах вызвали всплеск общественного внимания к проблемам гуманизации школьного образования, - разъясняет Сергей Ценюга, профессор кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - Появилось большое многообразие учебных учреждений, образовательных программ. В то же время наметилась переориентации школы с содержательной составляющей на результативную. На создание условий для саморазвития, творчества и так далее. Это в свою очередь вызвало необходимость в ущерб воспитанию нормировать не только содержание учебно-воспитательной деятельности школы, но, прежде всего, результат в виде набора знаний.

В итоге воспитательный аспект деятельности школы стал вторичным. И, по наблюдениям экспертов, в стране начал отчётливо проявляться упадок общественных нравов, более того наметилась тенденция к неуклонному ухудшению ситуации. Проблема поднялась до уровня вырождения нации, а государство, чтобы исправить положение, занялось поиском рецепта спасения от этой напасти. И кому же, как не школе, взять в таком случае на себя роль целителя.

- В прошлом в сложные периоды отечественной истории именно хорошо поставленная школа служила средством от развращения общественных нравов, - констатирует Сергей Ценюга. - Важнейшей основой правильного школьного воспитания выступала нравственность. Государственная школа, выращивая грядущие поколения россиян, пока они ещё только развивались, могла по-доброму, но твёрдо управлять их духовным ростом. Бережно и своевременно срезая бесплодные побеги и чужеродные ростки, руководила зарождением здоровых душевных сил. Давала средства к тому, чтобы любовь к порядку и чувству долга проникли в самую глубину детского сердца.

Поэтому государство и решило, собственно, вернуться к прежним истокам, изменив школьные стандарты, взяв курс на воспитание. Тем самым дав возможность молодой поросли со школьной скамьи не только учиться читать, писать и считать, но и постигать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

- В новых образовательных стандартах вопросам воспитания уделяется очень большое внимание, - рассказывает Варвара Ерохина, заместитель директора по воспитательной работе школы № 150. - И это совершенно оправданно, поскольку значительную часть времени ребёнок проводит в школе. Педагоги в течение дня находятся непосредственно в прямом контакте с детьми. И от того, какие ценности учитель привьёт школьникам, зависит многое. Это и морально-этические качества, и то, насколько во взрослой жизни учащийся будет самостоятельным, и успешность детей.

Сегодняшняя действительность такова, что с учителями в течение дня дети общаются намного больше, чем с родителями. Мамы и папы, увы, нередко выступают лишь в качестве средства обеспечения материальных и физических потребностей ребёнка. То есть главное, чтобы дети были сыты и обуты. Какое там воспитание, если к вечеру от усталости валишься с ног, сил едва хватает, чтобы заглянуть в дневник своего чада. У некоторых родителей и на это нет уже ни сил, ни желания.

- Между тем в процессе воспитания должны участвовать в равных долях обе стороны - и семья, и школа, - отмечает Людмила Беляева, директор центра диагностики и консультирования № 7. - Чтобы развить в ребёнке все характеристики успешного и гармоничного человека, что-то по возможности делает школа, а что-то семья. Эти два воспитателя должны взаимодействовать между собой. У каждого из них свои средства воздействия и влияния на личность растущего человечка. У школы, к примеру, учебные предметы. И от того, как педагог сумеет воспользоваться этим средством, насколько он профессионал своего дела и искуснее преподнесёт знания своему ученику, зависит, насколько интереснее будет окружающий мир для подрастающего ребёнка. А семья должна чувствовать, все ли средства и насколько оптимально использует школа в процессе воспитания.

Школа в свою очередь смотрит, насколько семья заботится о своём чаде в плане становления его как личности. Семьи бывают разные. Одни отдали ребёнка в школу и считают, что всем добродетелям его должны и обязаны научить учителя. Другие, наоборот, не особо доверяют образовательному учреждению, тем самым чрезмерно опекают своё чадо, что тоже не совсем хорошо. Движение в сторону ребёнка должно быть обоюдным с обеих сторон - как семьи, так и школы.

- Процесс воспитания должен быть взаимосвязанным, - говорит Людмила Юдина, директор гимназии № 13, депутат Красноярского городского Совета. - Семья и школа вместе работают на позитив, главное, чтобы всё шло на пользу нашим детям и обществу. Ребёнок приходит в школу из семьи. И то отношение к окружающим людям, к образованию, к труду, которое культивируются дома, учащийся несёт в стены образовательного учреждения. Школа же смотрит, где в воспитании есть пробелы, и проводит корреляцию. И я не думаю, что особое внимание воспитанию, на которое сегодня сделан акцент в новых школьных стандартах, просто перерастёт в очередной бренд.

Мы завершаем в нашей рубрике «Народная трибуна» обсуждать тему школьного образования, но по-прежнему ждём ваших откликов. Помогут ли новые стандарты повысить качество образования в стране? Есть ли альтернатива ЕГЭ? Какие варианты воспитания ребёнка можно использовать в школе? Свои отзывы вы можете отправлять по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Робеспьера, 7, 10-й этаж, или присылать письма на электронную почту: priem@gornovosti.ru. Также высказывать мнения на данную тему возможно на нашем сайте: ГородскиеНовости.РФ.

Отзывы с сайта:

Недовольная: Я не верю, что в школе начнут всерьёз больше делать акцент на воспитании в ущерб знаниям. Поскольку никто оценку педагогического труда по успеваемости учащихся не отменял, как и ЕГЭ. Поэтому школьников, как и раньше, будут продолжать натаскивать на тесты.

Мама: Лично мне все эти реформы в образовании не внушают доверия. На словах всё всегда правильно и красиво, а на деле хотели как лучше, а получилось - как всегда!

Серёга: Меня так утомляют все эти научно-исследовательские работы. Хотя, наверное, в институте мне потом эти навыки пригодятся. Но сейчас лень-матушка задавила. Нагрузки нам и так хватает. По семь уроков в день. Ранцем себе уже всю спину отбил - столько книг приходится носить постоянно, скоро стану как Рембо!

Педагог: Всё новое всегда вызывает сопротивление. Когда-то та же отмена буквы Ъ вызвала в научных кругах столько недовольства, а сейчас про неё мало кто вспоминает. Поэтому если на практике новые стандарты себя оправдают, то со временем ажиотаж вокруг них поутихнет и эти нормы будут восприниматься как само собой разумеющееся.

Просто мама: Слышала, что теперь с первого класса всех детей усадят за компьютеры. Многие занятия будут проходить с использованием ноутбуков. А в некоторых школах страны уже покупают элетронные книги. То есть зрение будут садить с первого класса. Это ужасно. Стандарты стандартами, но и о здоровье детей заботиться надо.

Владимир: Я не очень понял, в чём заключаются новые стандарты образования и на какой результат они направлены. Готов поддержать новшества, если, во-первых, делается упор на приобретение важнейших навыков и компетенций - умение считать, писать, знание о происхождении различных природных явлений, знание отечественной литературы и истории. Это, не перегружая ребёнка, нужно вложить до 12-летнего возраста. Параллельно к этому возрасту его необходимо обучить по специальной методике тайм-менеджменту - умению планировать своё время. Во-вторых, следующим этапом должно стать обучение навыку самообразования. В нашем постоянно меняющемся мире ориентрование на одну специальность является ловушкой. Поэтому человек должен быть готов переключаться на другие, может быть, родственные предыдущей специальности, направления.

Алена: Никакие стандарты не будут работать, если в школе педагог профнепригоден. У моей дочки математик преподает так, что из 20 ребят в классе 16 человек двоечники или хилые троечники. Хоть убейте меня, не поверю, что столько тупых детей в классе может учиться в гимназии. К слову, дочке очень нравилась математика в начальной школе, а потом как отрезало. Учительница ориентируется только на тех ребят, которые всё понимают, а на лузеров махнула рукой. И дополнительно не хочет заниматься - говорит, не обязана. А я считаю, что обязана, если не может в отведённое время детей научить.

Вера: Вчера была на родительском собрании. Классный руководитель сетовала, что дети не ходят на классный час, а я, глядя на учителя, подумала, что к такому педагогу даже на собрание-то идти не хочется: глаза в пол, не говорит, а мямлит и чуть ли не засыпает на ходу. Какой тут пример для учащихся?! Дети шумные, энергичные, соответственно, им и учитель нужен активный, с блеском в глазах, лидер. А тут...

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА