Новости

Поэтом можешь ты не быть, но полдничать с поэтом надо

Поэтом можешь ты не быть, но полдничать с поэтом надо

Небесспорный, но занимательный роман Льва Толстого “Война и мир” завершается эпилогом. Большинство обычных читателей его опускают. Сюжет — окончен, чего же боле? Да и профессионалы не все осиливают — “много букв”, умствований, морализаторства. Однако там случаются симпатичные наблюдения, вроде этого: “Если цель обеда — питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда, достигнет, может быть, большего удовольствия, но не достигнет цели, ибо оба обеда не переварятся желудком”. В минувшую субботу я, будучи приглашённым на полдник, съел, как минимум, пять порций (судя по ощущениям), при этом и удовольствие получил, и переварил. Секрет прост — полдник был поэтический, то есть, для души, а не для тела. А “угощал” — известный красноярский журналист и замечательный поэт Дмитрий Голованов.

Небольшой уютный зал детской библиотеки “Лукоморье” с трудом вмещал публику, хотя пришли далеко не все, кто планировал, кому-то помешали знатный сибирский морозец и ещё какие-то бытовые хлопоты. А жаль, действо стоило того, чтобы в нём участвовать. Атмосфера была камерной и доброжелательной. Не последнюю роль в этом сыграл массивный канделябр, в котором немного боязливо горели тонкие свечи. И, разумеется, сами стихи. Точные, гулкие, сочные. Дима — минималист в своем художественном слоге. Образы — максимально доступны, слова подобраны предельно просто, если не сказать скупо. Но цепляет мощно. Автор первые минуты волновался, слегка заикался, но уже на шестой минуте чтения поймал волну, и… у меня поползли мурашки, которые уже не было сил сдержать.

Дмитрий показал очень качественную подборку из нескольких тематических циклов. Хотя во время перерыва на чаепитие признавался, что есть ряд стихов, которые лучше воспринимаются глазами, а не на слух, и для него это важный опыт в контексте будущих поэтических посиделок. Тем не менее каждый “вокальный” номер вызывал искренние аплодисменты гостей. Здесь были прочитаны и очень серьёзные стихи, философские размышления о жизни, о войне, о горе, и гражданская лирика, и сатира, и очень чувственные признания любимой женщине, и шутливые, посвящённые приятелям юности, и даже немного хулиганские истории.

Удивительной находкой “полдника”, о которой стоит упомянуть отдельно, стало чтение стихов под слайд-шоу. Когда звучали беспощадные строки: “Струилась прибыль — алчность и азарт. Работать заставляли на пределе. Но даже у стальных сердец инфаркт случается порой в бетонном теле…”. А в это время дрожало пламя свечей, звенел голос Голованова, а на экране проплывали жуткие кадры катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС… А потом ещё о гибели АПЛ “Курск”, о брошенных на произвол судьбы советских военных моряках на мысе Херсонес… В общем, самое время усомниться в силе “Фауста” Гёте, но это позволительно сейчас, спустя время, а тогда было точно не до шуток. Зал цепенел. А Дима смотрелся суровым судьёю, мрачно выдающим приговор виновникам нашей страшной действительности.

Но вот сменилась тема. Вновь горит свет, и уже участники встречи улыбаются, иногда смеются в голос, хохочут над приключениями забавных персонажей, обрисованных с нетривиальными юмористическими наблюдениями, над тонкой самоиронией Дмитрия, над хлесткими эпитетами и “вкусными” словечками. А сам автор, смущённо улыбаясь, поясняет, что не надо стопроцентно смешивать его самого с лирическим героем его произведений. Хотя признаётся: автобиографичность стихов почти полная.

Праздник закончился неожиданно. Два часа пролетели в мгновения. Диме стали дарить подарки, хотя у него в тот день не было никакой личной или памятной даты. Хотя, впрочем, была — встреча с довольно большим кругом друзей и почитателей его стихов. Это запомнится, и это большая редкость, когда вот так — почти всё разом. Здесь же выяснилось, что у автора до сих пор нет собственной изданной книги стихов. Сотрудницы библиотеки удивлялись, а Дмитрий и здесь остался верен себе, хитро прищурился, улыбнулся и поведал, что признанные “мастера” и члены всевозможных литературных союзов не признают его стихов, считают их баловством. Однако книга все-таки планируется. В следующем году у Голованова личный юбилей, и переговоры о выпуске сборника к этому событию уже ведутся.

А значит, будет презентация. И будут снова звучать стихи. И будет “званый обед”. И я, будучи зван, обязательно пойду и постараюсь “съесть” по максимуму. Ну, если не пять, но три точно. Это ведь для души, а она на удовольствие от хорошей поэзии, к счастью, ненасытная…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА