Новости

Баян как зеркало русской жизни

Баян как зеркало русской жизни

Сергей Найко: “Чтобы я учился музыке, хотел мой отец”

Заслуженный артист России, красноярец Cергей Найко принадлежит к числу известных современных баянистов. Критика пишет, что он олицетворяет своим творчеством лучшие традиции отечественной академической школы игры на баяне. Но в нашей стране он известен не только как музыкант, но и один из лучших специалистов баянной педагогики. У него множество премий и регалий, но последняя награда связана именно с преподавательской деятельностью: на прошлой неделе профессору Сергею Найко вручили премию главы Красноярска.

— Как Вам удаётся совмещать концертную и преподавательскую деятельность? Ведь довольно сложно быть “играющим тренером”.

— Одна из важных составляющих ответа на этот вопрос заключается в том, что большинство концертирующих музыкантов мира, в том числе и известных, совмещают исполнительство и педагогическую деятельность. Почти у всех на каком-то этапе педагогика вступает в жизнь. Мне кажется естественным, когда человек желает передать то, что он знает и умеет, другим. Кроме того, в нашей стране возможности реализовывать себя только в концертной деятельности для большинства музыкантов очень мало. В этом случае ты должен быть в штате филармонии или суперзвездой. Хотя, надо сказать, что последние, несмотря на плотный гастрольный график, расписанный на много лет вперёд, почти всегда являются преподавателями вузов и имеют учеников.

На мой взгляд, те музыканты, которые занимаются только концертной деятельностью, в некоторой степени обделены. Они, как правило, выпадают за пределы конкурсного движения, так как такие мероприятия чаще всего организуются в рамках деятельности вузов. Фестивали и конкурсы очень важны для музыканта, именно там чаще всего происходит профессиональное общение, которое является стимулом и для собственного творческого роста, и для реализации каких-то идей, проектов.

— А со стабильной зарплатой педагога это связано?

— Связано, конечно. Далеко не каждый артист может прокормить себя и свою семью только за счёт концертов. Может, раньше это было и возможно, сегодня чаще всего нет. Я могу только сожалеть, что разрушена слаженная филармоническая система, которая когда-то существовала в Советском Союзе. Многие музыканты, которые занимались концертной деятельностью (и я был в числе их), сразу почувствовали это на себе. Не стало организующего начала, которое помогало артистам выступать по всей стране. До конца 1980-х годов мне удалось побывать практически во всех уголках Союза. Сегодня такие гастроли почти невозможны. И вся деятельность концертирующего музыканта напрямую зависит только от него, от его личных контактов.

— Почему к такому замечательному инструменту, как баян, публика относится как бы свысока, как к простому инструменту, которому место на деревенских посиделках или дворовых праздниках? А вот скрипка, рояль — это элитарно.

— Любой инструмент существует в различных проявлениях. Возьмём, к примеру, фортепиано. Это инструмент планетарный. Но далеко не все, кто занимался на нём, становятся выдающимися пианистами, солистами. Многие занимаются прикладной деятельностью — являются концертмейстерами хоров, танцевальных коллективов и так далее. То же можно сказать и про скрипку, которая довольно часто используется не только в качестве академического инструмента. Например, в Балканских странах, на Украине скрипка — это неотъемлемая часть народных ансамблей. Так и баян существует в нескольких ипостасях. В 1930—40-е годы баян в нашей стране большей частью использовался как прикладной инструмент. Инструмент, который способствует пению, танцу и так далее. Опять же баян в отличие от того же рояля мобилен, его можно взять куда угодно с собой. Он был очень популярен в народной среде, а вот в качестве академического инструмента не так широко знаком слушателю. Баян вошёл в систему высшего профессионального образования только в конце 1950-х годов. И именно время, когда он стал развиваться как инструмент академический (1960—70-е годы), совпало с периодом вытеснения его из прикладной сферы. В обиход вошли электромузыкальные инструменты и так далее. Поэтому получилось так, что академическое исполнительство на баяне локализировалось в учебных заведениях. Чтобы академический баян стал широко известен, нужно его популяризировать: а это концерты, гастроли не только в крупных городах, но и в отдалённых районах, сёлах и так далее. Но этого сегодня нет. Опять же, чтобы инструмент находился в сфере общественного сознания, нужно, чтобы он время от времени возникал в средствах массовой информации. А скажите, по какому каналу вы сегодня можете услышать концерт баянной музыки? Правильно, ни по какому. Получается замкнутый круг. Но это касается не только баяна, но и других инструментов.

Есть и другая проблема. Сегодня многие талантливые молодые ребята, закончившие вуз, пытаясь заработать на жизнь, уходят в развлекательную сферу, где они востребованы. Проще говоря, баянист, исполняющий популярные мелодии на частной вечеринке, сегодня нужнее обществу, чем музыкант, выступающий в академических залах. Музыкальный язык, который используется на подобных мероприятиях, упрощённый, но он нравится людям, они готовы за это платить.

— Но Ваши выступления собирают залы.

— Собирают. Причём половина зрителей, как правило, обычные люди, которые просто любят музыку. Но надо сказать, что я представляю разнообразные программы, где бы мой инструмент раскрывался в широком академическом амплуа. Мне кажется, это именно тот путь, идя по которому, можно привлечь внимание публики к замечательному инструменту.

— Министр культуры края Геннадий Рукша говорил, что ещё пару лет назад у нас сложилась катастрофическая ситуация: музыкальные школы не выполняли план по набору на народные инструменты, в том числе и по баяну. А вузе набор есть?

— Как ни странно, но есть. Конкурса, конечно, нет. Но ситуация в целом по всей России одинакова. Дети стали более прагматичными, поэтому тех, кто решается связать свою жизнь с искусством, стало намного меньше. Я не знаю, чем занимается наше государство, но явно проблемы художественного образования у нас в стране не на первом плане. Но всё-таки каким-то удивительным образом дети приходят в музыкальные школы… Сейчас процесс, скорее, идёт по накатанной схеме, основа которой была заложена в советское время. Но чтобы вырастить будущих профессионалов, тех, кто придёт на смену нынешним музыкантам, музыкальным образованием нужно заниматься постоянно и системно. Ребёнок должен иметь возможность получить начальное художественное образование не только в мегаполисах, но и в маленьких городках. Интересно, самые выдающиеся музыканты-баянисты, как правило, родом из глубинки. Для того чтобы талантливый ребёнок пришёл в профессию, надо, в первую очередь, чтобы он мог услышать инструмент, причём вживую. Поэтому где бы я ни был, стараюсь сыграть перед неискушённым зрителем разнообразную программу на хорошем инструменте. Мне кажется, что такие гастрольные программы, когда бы музыканты ездили по разным городам и весям нашей страны с концертами, выступали бы в школах и на небольших площадках, нужно поддерживать. Как иначе ребёнок может полюбить инструмент и захотеть на нём играть, если он никогда не слышал его?..

Всем известно сегодня имя Мстислава Ростроповича. Он сумел внедрить в массовое сознание такой инструмент, как виолончель. А как это сделал? В 1950-е годы он давал невероятное количество концертов по стране. Он ездил по СССР со своим инструментом и аккомпаниатором. Кстати, в качестве аккомпаниатора с ним очень часто выступал выдающийся баянист, народный артист Юрий Казаков. Потому что проехать по всем геологическим бригадам по Красноярскому краю с роялем просто невозможно.

— Вы, насколько знаю, тоже родились и учились не в столице?

— Я родом из Украины. Из города Хмельника. Закончил музыкальную школу, потом Винницкое музыкальное училище. Чтобы я играл на баяне, очень хотел мой отец. В детстве он был увлечён игрой на так называемых обычайках — это самодельные домры, мандолины, которые выдалбливали из дерева, потом натягивали струны. Но так как юность его выпала на военные годы, во время которых он был угнан в Германию, учиться музыке ему не пришлось. Он решил реализовать свою мечту в детях. Но ключевым моментом в выборе профессии музыканта, как мне кажется, для меня стал один концерт. Мне было тогда лет семь-восемь, когда на сцене нашего районного Дома культуры играл заезжий баянист. У него была цыганская внешность, длинные, чёрные волосы. До сих пор помню, что у него был инструмент кременчугской фабрики, а играл он “Чардаш” Монти. Его трижды вызывали на сцену, и трижды он исполнял “Чардаш”. Мне так понравилось, что я решил научиться так же играть.

— Каждый скрипач грезит играть на инструментах Страдивари. А на чьём инструменте мечтают играть баянисты? Какой инструмент является эталоном для них?

— Хорошая скрипка, как правило, связана с именем одного мастера, который делает её от начала до конца. С баяном такое невозможно. Чтобы создать этот сложный инструмент, нужно целое производство, фабрика, в домашних условиях его изготовить невозможно. Наиболее ценятся инструменты, изготовленные итальянскими фирмами, которые расположены в городе Кастельфидардо. Итальянские инструменты отличаются разнообразием и красотой тембров, но… Когда хотят, чтобы инструмент отличался выдающимися способностями, нужно чтобы голосовая часть была выполнена хорошим мастером. Тот, кто создаёт и набивает голоса для инструмента, — человек номер один в производстве инструмента. Так вот, когда итальянцы создают не стандартные модели, а элитарные, они покупают так называемые русские голоса, аккорды. Потому что только наши мастера владеют технологией наклёпки голосов вручную на цельных планках. (Благодаря этому звучание инструмента получается более ярким, тёплым, насыщенным.) То есть, по большому счёту, самыми лучшими баянами в мире являются русские инструменты, которые сделаны индивидуально под определённого исполнителя. Лучшие зарубежные и наши исполнители, как правило, играют на наших инструментах фирмы “Баян Юпитер”. Это и есть та самая “скрипка Страдивари” только среди баянов. У меня, кстати, инструмент этой фирмы. Ему уже тридцать три года, я его, конечно, неоднократно реставрировал, но звучит он по-прежнему превосходно.

Досье

Cергей Фёдорович Найко родился на Украине. После окончания Винницкого училища продолжил образование в Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва), где обучался у Фридриха Липса. В 1979 году он стал лауреатом I Всесоюзного конкурса баянистов в Новосибирске, в 1980-м — международного конкурса в Клингентале (Германия). В 1982 году Сергей Найко был приглашён на работу в Красноярскую академию музыки и театра, где преподаёт до сих пор. В 1997-м получил учёное звание профессора. В 1996 году Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено почётное звание “Заслуженный артист Российской Федерации”. В 2004 году за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства С. Найко награждён медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени. За заслуги в баянном искусстве в 2007-м удостоен “Серебряного диска” XIX Московского международного фестиваля “Баян и баянисты”, в том же году С. Найко стал обладателем губернаторского Гранта за личный вклад в развитие культуры Красноярского края.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА