Новости

Джазмен, мечтающий под гитару

Джазмен, мечтающий под гитару

Московский композитор и музыкант Александр ВиницкийС 10-го по 12 марта в Красноярске пройдёт II__ международный фестиваль «Гитарная фиеста». Фестиваль этот хотя и молод, зелёными его участников не назовешь. В этом году краевая филармония делает своим зрителям особый подарок. На фестиваль приглашены профессиональный бразильский гитарист Лукас Имбириба и уже известный красноярцам московский композитор и музыкант Александр Виницкий.

В преддверии «Гитарной фиесты» нам удалось поговорить с Александром Винницким о его творчестве и музыкальных пристрастиях.

  • Музыку очень любили мои родители, - рассказал гитарист. - Папа играл в эстрадном оркестре, мама пела, в доме всегда звучала хорошая музыка. Когда старший брат начал заниматься джазом, я пошёл за ним. Первым моим инструментом была труба. После нескольких лет занятий «встретил» гитару, провёл по струнам, и это определило всю мою дальнейшую жизнь. Занимался сначала самостоятельно, потому что гитара не преподавалась ни в музыкальных школах, ни в училищах. Как инструмент космополитический, она была ещё запрещена. Пластинок тогда было очень мало. Дома мы слушали джаз по радио «Голос Америки». Поэтому первое время я учился по записям. Конечно, потом были и педагоги, и учителя, окончил музыкальное училище по классу гитары в Свердловске, а позднее Российскую академию музыки имени Гнесиных - тоже по классу гитары.

- А сегодня можете вспомнить своих первых педагогов, у которых брали уроки по аудиозаписям?

  • Первыми моими виртуальными учителями были великие джазовые музыканты Джо Пасс, Уэз Монтгомери, Чарли Бёрд, Лауриндо Альмейда. Их записи давали мне ощущение потрясающей жизни, к которой я стремился, жизни в импровизации и гармонии. Эти люди меня восхищают и по сей день. Я назвал лишь несколько имен. Конечно, таких учителей становилось со временем гораздо больше.

- После учебы Вы пять лет были музыкальным руководителем омского театра. Этот опыт как-то сказался на Вашей нынешней деятельности?

  • Безусловно, работа в театре дала многое. Именно там я начал писать музыку для постановок. Причём всё шло органично. У меня не было карьерного желания засветиться. В театре была очень творческая атмосфера, простодушная и ясная. Моя театральная жизнь наложила огромный отпечаток на мое исполнительство. Она помогла создать образ своего театра, где я один, как персонаж, выхожу на сцену и рассказываю истории на гитаре.

- Ваш стиль называют «джаз на классической гитаре». Расскажите, откуда такое название и в чём, по-Вашему, особенность этого стиля?

  • Название я придумал сам. Были разные варианты. Но в этом есть некий парадокс. Нигде стили не называют «джаз на классическом фортепиано» или «джаз на классической скрипке». Классическая гитара - инструмент самодостаточный, имеющий глубокие исторические корни. Джаз - явление новое, которому немногим более ста лет. Он втянул в себя электрогитару, поскольку она громче, более агрессивна по звуку. Классическая гитара всегда оставалась совершенно отдельным инструментом. Она не входила в разряд джазовых инструментов. Это произошло где-то в 1960-е годы с появлением бразильского джаза и таких исполнителей, как Лауриндо Альмейда, Жао Жильберто, Чарли Бёрд, которые стали исполнять музыку в стиле боссанова, самбо и внесли в джаз колорит акустической гитары. В это же время в джазе появились стили, которым импонирует именно акустическая гитара. Тем не менее сама техника игры на классической гитаре самостоятельна. В моём творчестве классическая манера вошла в джазовую ритмику и гармонию, поэтому я выбрал такое название - «джаз на классической гитаре». В нём соединяются и вековые традиции классической гитары, и джазовая стилистика, что само по себе уже вызывает интересные решения и эффекты.

- Музыкальные критики считают Вашу музыку примером интеллектуального и поэтического джаза. А Вы когда-нибудь задумывались над тем, какая публика может эту музыку слушать и понимать?

  • На мои концерты приходят и случайные люди, и те, кто уже знает моё имя, любит гитару. Мотивация разная. Конечно, мне хочется, чтобы в этой среде были те, кто умеет слушать в тишине, может подчиняться этому ритму и гармонии, фантазировать и мечтать под эту музыку. На концерте наступает время нереальной жизни, может быть, ностальгии. Гитара - инструмент магический. И бывает, на время концерта мне удаётся сделать зрителя своим собеседником.

- В Красноярске Вы будете выступать уже не впервые…

  • Я сам сибиряк. Для меня сибирская публика, народность «сибиряки» - это другая страна, другая Россия. Я всегда себя ощущаю в Красноярске очень естественно и хорошо. Это особая территория, где, мне кажется, и музыка должна прекрасно себя чувствовать.

- На фестивале «Гитарная фиеста» Вы сыграете с бразильским гитаристом Лукасом Имбирибой. Уже успели оценить его мастерство?

  • С Лукасом мне не приходилось пересекаться. Но я послушал его музыку. Это блестящий гитарист, бразильское происхождение делает его уникальным. Лукас берёт бразильскую основу, пропитывает ею своё творчество, которое отличается свободой, импровизационностью, экзотичностью. Вместе с тем у него блестящая гитарная школа. Фестиваль замечателен тем, что это всегда возможность показать свои работы, достижения, уровень. На нём обычно показываешь что-то новое, ещё не совсем устоявшееся, экспериментальное. Я, в частности, привезу ещё не игранную перед красноярским слушателем программу. Это выступление решит для меня самые главные вопросы: может эта музыка жить или нужно что-то менять. Кроме того, фестиваль для меня - это всегда праздник. Думаю, и для красноярских зрителей он станет ярким событием.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА