Новости

Он появился после “Зимы”

Он появился после “Зимы”

Международному дуэту аплодировали стоя

Теперь можно сказать совершенно уверенно: Сибирь открыла год Италии в России. В Малом концертном зале в рамках проекта “Музыкальные встречи” прошёл концерт итальянского саксофониста Люиса Ланцарини и Красноярского муниципального камерного оркестра под управлением Михаила Бенюмова. Едва успев отойти от продолжительных рождественских выходных, красноярцы окунулись в новый праздник — на этот раз праздник музыки. Сказать, что красноярцы ждали этот концерт, значит не сказать ничего. Больше, чем за неделю, все билеты оказались распроданы.

Первое отделение концерта было целиком посвящено итальянским композиторам Вивальди и Молинелли — авторам, которых разделяют практически три столетия. Но их произведения перекликаются между собой. Многие, сравнивая “Четыре сезона” (“Времена года”) Вивальди и “Четыре картины из жизни Нью-Йорка” Молинелли, говорят о том, что эти сочинения словно являются продолжением друг друга. Вернее, “Чётыре картины из жизни Нью-Йорка” — это современное видение той темы, на которую было написано произведение Вивальди. Четыре этапа, четыре поры жизни человека раскрываются так глубоко и так понятно… Впрочем, каждый слушатель вправе видеть и чувствовать музыку именно так, как ему подсказывает собственное сердце.

Первым прозвучавшим произведением стал самый, пожалуй, известный концерт Антонио Вивальди в трёх частях “Зима”. Солистка Красноярского камерного оркестра Марина Гаджиева, казалось, виртуозно владела не только смычком и струнами своей скрипки, но и самыми живыми струнами душ зрителей. А вот сладкие минуты ожидания итальянского саксофониста организаторы решили растянуть: Люис Ланцарини появился только после окончания “Зимы”.

Премьерой стало не только появление на красноярской сцене победителя шести международных и трёх национальных итальянских конкурсов, но и произведение Роберто Молинелли, с которого он начал своё выступление с оркестром. “Четыре картины из жизни Нью-Йорка” — четыре образа самого известного и поистине всеобъемлющего мегаполиса в мире. По словам самого композитора, воодушевлённый “Большим яблоком”, как часто называют Нью-Йорк, он написал этот концерт для саксофона и оркестра так, “как может сделать это европеец, искренне влюблённый в Америку, её музыку и культуру”. Что ж, похоже, благодаря вдохновенной игре итальянского солиста и красноярского оркестра, это чувство станет близко ещё и нашим слушателям.

Впервые в Красноярске прозвучала и “Фантазия” бразильского автора Эйто́ра Вилла-Лобоса, отличающаяся характерными стилистическими чертами импрессионизма. “Затерянная гробница” — произведение ещё одного итальянского композитора — Лучиани. Это необыкновенно колористическая пьеса, победившая в конкурсе ЮНЕСКО на лучшее сочинение, написанное к 250-летию Моцарта. Завершило концерт одно из самых ярких и популярных сочинений для саксофона сюита “Скарамуш” Дариюса Мийо, в тематическом материале которого автор искусно использовал элементы джаза, народный провансальский, бразильский и еврейский фольклор. Однако так просто отпускать музыкантов зрители не желали. Бурные аплодисменты стихли под первые звуки биса — “Забвения” Астора Пьяццоллы. Удивительная гармония соло итальянского саксофона и струнных Красноярского камерного оркестра… Зал, казалось, целиком погрузился в музыку — не двигался, не дышал… Хотелось плакать, грустить и радоваться вместе с музыкой. И уж совсем не хотелось её отпускать — хотелось удержать каждую ноту и не думать о том, что она может быть последней.

После окончания произведения короткое мгновение в зале была полная тишина, зрители, словно заворожённые, начали аплодировать только несколько секунд спустя. Артистов снова долго не отпускали, и напоследок Люис Ланцарини исполнил соло. После его импровизации зал буквально взорвался аплодисментами во второй раз, и теперь можно было уверенно сказать, что концерт удался: дуэту “Россия — Италия” зрители аплодировали стоя.

Необходимо отметить, что этот концерт имел особое значение не только для зрителей, но и для самих артистов. По словам художественного руководителя и дирижёра Красноярского камерного оркестра Михаила Бенюмова, одна из важнейших целей совместного выступления оркестра с европейскими музыкантами — обмен опытом и развитие международного культурного сотрудничества:

— Моей внутренней целью, когда я приглашаю музыкантов или планирую гастроли, программу следующего фестиваля, — рассказывает Михаил Иосифович, — становится прежде всего понимание того, какую частицу себя, своего мастерства, своей души оставит тот или иной крупный музыкант в нашем городе. Мне кажется, что Красноярск сейчас силён тем, что наши международные контакты обширны, и каждый привозит сюда своё понимание музыки, мастерство. Мы очень рады, что европейские артисты могут найти в лице красноярских музыкантов полноценных коллег.

По словам итальянского саксофониста, уровень исполнительства и в России, и в Италии очень высок, поэтому для него совместное выступление — это также бесценный опыт.

— Кроме того, — говорит Люис, — для меня, как для музыканта, очень важно понять особенности исполнительства русских музыкантов, понять русскую душу, частицу которой мне хотелось бы привнести в своё исполнительство. Сегодня я чувствовал невероятную энергетику и эмоциональную отдачу зала, и это, безусловно, важно для любого музыканта. Если чувствуешь, что эмоции, которые отдаёшь, возвращаются к тебе преумноженными, то двигаешься в правильном направлении. Что касается прошедшего концерта, для меня очень важно и приятно, что именно с моим участием в вашем городе состоялось открытие года Италии в России. И хотя сегодня в программе звучали произведения не только итальянских композиторов, мне кажется, любая музыка, исполняемая итальянским музыкантом, становится итальянской.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА