Новости

Театр - не «Дом-2»!

Театр - не «Дом-2»!

В недавнем выпуске «Проспекта культуры» вышел материал «Театр против пассивного зрителя». С каждой мыслью, которая изложена в упомянутой статье, можно и нужно спорить, хотя и уверяют, что лучший способ победить в споре - это уклониться от него. Но когда речь заходит о так называемой новой драматургии, я молчать не в силах.

«Мы показываем жизнь во всём её неприглядном виде, посмотрите и вы, - приглашают авангардисты. - У нас такой театр, где зло всегда побеждает».

Извините, такой театр? Может ли называться театром любое возвышение, помост, на который выходит человек, а другие сидят и смотрят? В чистом виде, наверное, да. Но тогда стриптиз - тоже театр: есть зрители, а перед ними - действо, оголённая девица, раскачивающаяся на шесте. Театр? Вероятно. Но только с точки зрения Средневековья или Колизея, где смертельно сходились гладиаторы, где звери поедали древних христиан. Дикое, кровавое, но, в общем-то, тоже зрелище.

Есть великая фраза, что церковь и театр - это то место, где разрозненные личности превращаются в целое, в общество. Не удержусь в связи с этим от приведённого в статье высказывания одного из авангардистов. «Мне звонил режиссёр из маленького городка и говорил, что у него в репертуаре есть хорошие спектакли, но ему хочется такой постановки, после которой люди будут плакать, спорить и драться». Думаю, комментировать такое признание излишне, как и распространяться по поводу постановки, цель которой - устроить зрительский мордобой.

Задел, не скрою, ещё один авангардисткий отзыв - «традиционный театр». Традиционный, надо понимать, как изживший себя. Представьте такую картину: журналист, к примеру, приходит взять у меня интервью. Я предлагаю провести его нетрадиционно. Как? Вы с диктофоном - на шкаф, а я, пожалуй, залезу под стол. Уверен, что журналист усомнится: адекватен ли его собеседник. А я его успокою, мол, вы не волнуйтесь, отвечу на все ваши вопросы, вот только форма нашей беседы будет несколько необычной. Традиционно-то разговаривать уже неинтересно, несовременно. Тем более, рассуждая о таких вещах, как Добро и Зло.

Зачем воспитывать общество в безверии и в безнадёжности? Приверженцы новой драматургии напоминают: за определённый исторический цикл общество по мере накопления внутренних противоречий меняет свои взгляды на искусство.

Что ж, действительно такое было. Переболели. Так к чему же вновь, не извлекая уроков, выдвигать авангардистскую мысль-приму, когда она уже по меньшей мере третична? Как говорится: то, что ты узнал, я уже семь раз успел забыть.

У Стравинского есть хорошая фраза - «Режиссёра будут уважать до тех пор, пока он не станет улучшать классику». Современные киноремейки это подтверждают в полной мере. Сегодня у нас есть кино и есть как бы кино. Полумастера-авангардисты попыталась по новой вскрыть глубокое содержание классического произведения, но на экране мы в результате увидели гламурные фигуры, которые движутся, что-то говорят - и только.

Классика отличается от неклассики тем, что первая будет интересна и сегодня, и через 100 лет, потому что в ней подлинные человеческие отношения, в ней самое главное - поиск и стремление к счастью. Так называемая новая драматургия - это отказ от духовных устремлений - красивых, гармоничных, призванных к любви, пониманию и состраданию. Всё это стремятся переиначить. Обратить любовь в зло, ненависть. Понимание - в отторжение. Вместо сострадания провозгласить жёсткость. Но, господа, тогда мы нарушим главную заповедь - божью: относись к ближнему так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе.

Я из тех людей, которые в луже всегда видят звёзды, а не грязную воду. Кто-то видит в ней только её, грязь. Люди, ищущие помойку, наверное, паталогичны. Московские театры такие поиски начали делать ещё лет 25 назад, там стали давать «правду жизни». Но что может принести такая правда, кроме разжигания некоторых патологических инстинктов?

Более всего шокировали приведённые в статье высказывания околотеатральной, если судить по её откровениям, дамы - профессорши кафедры истории театра России РАТИ-ГИТИС. Этот человек, к сожалению, не просто работает, а преподаёт в ГИТИСе. «Чистую, бело-розовую молодёжь я потихоньку начала вводить в мир современной драмы. Они приходили в ужас от того, что в спектаклях изображается правда самых низменных уровней жизни со всеми соответствующими крепкими выражениями. Если бы я этого не сделала, они бы никогда не узнали, что есть другие, неклассические пьесы».

Это, интересно, какие? Без мата? Без цинизма?

«Драматурги не хотят делать красиво и удобно». Вот с этим утверждением статьи я согласен: драматургам-авангардистам удобнее разговаривать на ЭТОМ языке - языке «Дома-2». Искать сюжеты для новых «мордобойных» спектаклей, а заодно настойчиво требовать государственного финансирования матерного театра. Кстати, кто может стать следующим претендентом на госфинансирование? Гей-клубы?

Повторюсь, что попытки вынести на сцену патологию, рефлексию, инстинкты для театра не новы. Они уже случались, когда общество начинало терять смысл жизни. Такая растерянность, естественно, отражалась и на искусстве. Всё это уже с нами было, мы уже болели этой болезнью, и диагноз ей поставлен: возвышенные страсти надо воспитывать, низменные в воспитании не нуждаются.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА