Проспект культуры

V Транссибирский арт-фестиваль в Красноярске: встреча с Бруно Монсенжоном

В Красноярске идёт V Транссибирский арт-фестиваль. Сегодня вечером публика услышит совместное выступление лауреатов конкурса TONALi (Гамбург) — молодых, но уже известных исполнителей из разных уголков мира. В Красноярске это будут Йоханна Руперт (скрипка), Лаура Моиниан-Багхери (виолончель) и Александр Воронцов (фортепиано).

V Транссибирский арт-фестиваль в Красноярске: встреча с Бруно Монсенжоном

В Красноярске идёт V Транссибирский арт-фестиваль. Сегодня вечером публика услышит совместное выступление лауреатов конкурса TONALi (Гамбург) — молодых, но уже известных исполнителей из разных уголков мира. В Красноярске это будут Йоханна Руперт (скрипка), Лаура Моиниан-Багхери (виолончель) и Александр Воронцов (фортепиано).

Открытие фестиваля состоялось 16 марта. В большом зале филармонии играл камерный оркестр Sejong Soloists (Корея — США). На сцену вышел инициатор и идейный вдохновитель международного форума искусств скрипач Вадим Репин. Также зрители смогли услышать скрипачку Клару-Джуми Кан. Музыканты вместе с оркестром исполняли Вивальди, Чайковского, Пьяццоллу. Также впервые на мировой сцене прозвучала пьеса для двух скрипок и камерного оркестра Игудесмана.

Но самым первым фестивальным событием в Красноярске стал не концерт, а встреча со знаменитым французским режиссёром и скрипачом Бруно Монсенжоном. Впервые он побывал у нас в прошлом году — показал два своих фильма о Давиде Ойстрахе и Глене Гульде. Приём был столь тёплым и сердечным, что Бруно пообещал приехать ещё раз. Слово сдержал. То, что визита Монсенжона красноярцы очень ждали, говорит следующий факт — все билеты были раскуплены моментально, как только появились в продаже. Их не было уже за месяц до творческой встречи. В Красноярск Бруно Монсенжон привёз новый фильм “Мстислав Ростропович. Непокорённый смычок”.

— Я достаточно много работал со Славой Ростроповичем, — рассказывает документалист. — Например, снимал Ростроповича в его роскошной квартире в Париже. Это были съёмки для фильма об Ойстрахе. Осталось очень много материала, который я не использовал. Он мне пригодился для картины про самого Ростроповича. В 1986 году мы также работали вместе: я снимал “Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Чайковского”, которые он исполнял… В общем, часто пересекались. Однажды он мне позвонил и заговорил в своей манере: “Солнышко моё, солнышко моё…” От такого обращения я буквально вознёсся на небо, но пребывал там лишь до того момента, пока не понял, что так он обращается почти ко всем. “Давай, заходи к нам, мы так редко видимся, — сказал Слава. — Я сейчас как раз в Париже, у меня есть для тебя подарок”. Когда пришёл, он мне вручил огромный мусорный мешок, где было много материла о нём, но всё находилось в полном хаосе. Тогда я просидел у него почти всю ночь. К пяти утра, когда я засобирался, осторожно задал ему вопрос: “А вы хотели бы, чтобы я когда-нибудь сделал фильм-портрет о вас?” Ответ был неожиданным, он зачастил: “После смерти, после смерти”. Я воспринял слова всерьёз. Через две недели опять был в доме Вишневской и Ростроповича. Но он был на гастролях. Его жена Галина Вишневская агрессивно спросила: “Чего ты ждёшь? Почему не делаешь фильм о Славе?!” Я ответил, что воля маэстро — после смерти. “Ты — дурак! — повысила голос певица. — Это значило: сейчас же!”

Фильм о Мстиславе Ростроповиче режиссёр завершил только в ноябре 2017 года. Позади несколько лет работы. Самая большая сложность, поясняет Бруно Монсенжон, найти финансирование, снять фильм о гении стоит дорого.

— Пока французский телеканал Arte не нашёл повод для того, чтобы создать фильм про Ростроповича, — десятилетие со дня его смерти, дело стояло на месте, — рассказывает Бруно. — Только тогда я смог по-настоящему взяться за картину. Задача стояла очень трудная. Мне предстояло в одной ленте уместить трагические элементы биографии и показать, что Ростропович был великим музыкантом, виолончелистом. Это очень тяжело сделать, учитывая, что канал поставил условие по хронометражу — 59 минут. Но резко отверг это условие, я никогда не подчиняюсь форматам. В результате споров и ругани мне всё же оставили 80 минут — намного ближе к тому, что я хотел. Но всё же мне иногда кажется, что ритм картины слишком стремительный: всё время — аллегро, и очень редко — адажио. Конечно, это в какой-то мере отражает натуру Ростроповича: он был очень энергичным, настоящий гейзер.

Недавно Бруно получил радостное известие о том, что он может добавить для DVD-версии ещё сорок минут. Режиссёр намерен использовать дополнительное время для того, чтобы углубить линию Ростропович — Солженицын. Всю жизнь двух великих людей связывала добрая, нежная дружба. Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя и даже поселили его на своей даче, в соседнем домике. Это вызывало огромное недовольство властей. Ростропович и Вишневская боялись, что однажды, вернувшись на дачу, они увидят страшную картину: Солженицын убит. Убит в их доме. Было страшно представить последствия этого. Жить с такими ужасными мыслями, по признанию музыкантов, было настолько невыносимо, что Ростропович написал письмо в защиту друга. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звёздную семейную пару для выступлений. Оставшись без работы и денег, Ростропович в 1974 году уехал с семьёй в Лондон. Поездка проходила как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР. Формулировка была следующей: из-за “антипатриотической деятельности”, порочащей советский общественный строй. Гражданство им вернули только в 1990 году.

— Участие Мстислава Ростроповича в истории СССР велико, — делится своими мыслями французский режиссёр и музыкант. — Чтобы было с Солженицыным, если бы не Ростроповичи?! Появились ли вообще прекрасные произведения Солженицына, если бы музыкант его не поддержал?! Об политических, исторических аспектах вашей страны, которую я обожаю, я попытался рассказать искренно и деликатно. Надеюсь, что так и получилось.

Бруно говорит, что в процессе разработки драматургии картин он всегда думает о том, как передать свои эмоции и ощущения музыки другим людям, причём необязательно музыкантам. Важно показать, что они были живыми людьми, а не небожителями без грехов и недостатков.

— Иногда возникали проблемы с дочерьми Ростроповича, которые также принимали участие в съёмках, — говорит Бруно Монсенжон. — Они заметили мою небольшую иронию по поводу любви отца к светскому обществу. Он наслаждался своими привилегиями, имел контакт с королями и президентами… Как он мог жить в таком бешеном ритме, тратя себя не только на музыку, но и на общение с большим количеством людей, — большая загадка. Дочери попытались выступить в качестве цензоров. Особенно их возмутил эпизод рассуждений о Ростроповиче-дирижёре. В одном из вариантов монтажа, где о Ростроповиче рассказывает один из выдающихся дирижёров современности Геннадий Рождественский, было так. “Короче, он не был дирижёром”, — говорит Рождественский, и даёт много примеров, подтверждающих его слова. “Рождественский… Какой ужас!” — восклицала дочь Ростроповича Ольга. Я её прекрасно понимаю: речь об её отце, которого она обожает. Я убрал этот момент, оставив в устах Рождественского: “Он был замечательным виолончелистом”. Но нельзя лить только елей по поводу героя, это может только оттолкнуть, а вот щепотка перца совсем не помешает, наоборот, усилит интерес со стороны зрителя, сделает образ ещё прекраснее и привлекательнее. Моей целью было не показать слабые стороны музыканта, а представить эмоциональный портрет великого человека.

Для справка

Мстислав Ростропович (1927— 2007) — советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии второй степени и двух Государственных премий РФ. Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели — в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как общественный деятель: он не только приютил писателя-диссидента Александра Солженицына, во время августовского путча 1991 года виолончелист прилетал в Москву и защищал Белый дом в Москве.

Вы ещё успеете

31 марта с Красноярским симфоническим оркестром под управлением Владимира Ланде выступит пианист, “интеллектуальный виртуоз” Лев Винокур (Германия). В программе — Симфония № 4 Брамса, Концерт для фортепиано с оркестром Дворжака.

4 апреля вновь Красноярский симфонический оркестр. В качестве солистов — звёзды мировой сцены: Вадим Репин, Антон Бараховский, Андрей Гридчук. И вновь мировая премьера — композитором Михаилом Крутиком специально для Красноярска написано необычное произведение — “Концерт для Повара с Оркестром”. Организаторы фестиваля обещают, что на сцене БКЗ будут не только играть и петь, но и готовить различные блюда.

Закрытие красноярской программы арт-фестиваля состоится 6 апреля: Красноярский симфонический оркестр вместе с Вадимом Репиным исполнят Концерт Чайковского для скрипки с оркестром.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА