Новости

От эскиза до премьеры

От эскиза до премьеры

Художник по костюмам театра им. А. С. Пушкина Елена Турчанинова
Художник по костюмам театра им. А. С. Пушкина Елена Турчанинова

«Встречают по одежке» - это про актёров, которых зритель в первые минуты спектакля оценивает не по таланту, а по костюмам. Как и саму постановку - едва поднялся занавес - судит по декорациям. Художник по костюмам театра им. А. С. Пушкина Елена Турчанинова одела уже немало постановок в разных городах России. И признаётся: лучше всего работается с режиссёрами, которым уже не нужно «говорить лишнего».

Путь в искусство Елены Турчаниновой типичен для её профессии: художественная школа, художественное училище, обучение в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства (бывший ЛГИТМИК). Но из профильных институтов выпускаются десятки художников, и немногим из них удаётся увидеть свои работы на большой сцене. Первое сотрудничество с Пушкинским театром Елене предложил её учитель известный красноярский театральный художник Александр Баженов. «Он привёл меня на один спектакль, а я так надолго задержалась», - улыбается она.

Из последних работ Елены Турчаниновой в драмтеатре - костюмы спектаклей «Тёмные аллеи», «Ночь ошибок», сценография и костюмы к «Похороните меня за плинтусом», «Самый лучший способ бросить курить». Работы этого художника можно видеть и на сцене театра юного зрителя, новосибирского «Глобуса».

Елена Турчанинова признается, что премьера для неё не самый волнительный момент в работе - он приходит на сдаче спектакля, когда всё собирается на сцене воедино. Счастье видеть, что костюмы, декорации получились такими, как задумывались, как выглядели в макетах и эскизах. Но прежде чем заиграть на сцене, они проходят немало этапов согласований, уточнений, примерок.

  • Работа с режиссёром над спектаклем начинается с того, что мы встречаемся, общаемся и договариваемся о правилах игры, - говорит Елена. - Режиссёр рассказывает о будущей постановке, о её нюансах. Как правило, потом показываю ему несколько эскизов, набросков, чтобы понять, в ту ли сторону мыслю. Хорошо, если работаешь с режиссёром уже не первый раз, тогда есть какие-то точки соприкосновения с ним, выработано доверие. Тогда уже не нужно и много говорить.

Лучший момент в работе над костюмами для художника Пушкинского - это рисование, ведь затем начинаются более технические этапы: подбор тканей, примерки. И в них уже результат зависит от других людей.

  • Театральный художник очень зависим от тех, кто воплощает его идеи, от мастерства работников пошивочных, декорационных, бутафорских цехов, - говорит Елена. - В нашем Пушкинском театре, как и в «Глобусе», отличные цеха, исполнение всегда очень точное, смотреть на результат - радость. А если и бывают какие-то промашки, то уже мои. Сейчас принято, чтобы художник, даже если работает над спектаклем в другом городе, приезжал смотреть, что получается, несколько раз. И это правильно. Ведь каждого художника клинит по-своему. (Смеётся.) Я, например, раньше выверяла все до миллиметра, видела, что кармашек где-то на костюме скошен, другие мелочи замечала и просила переделывать.

Елена рассказывает, что вдохновение, несмотря на мастерство и большой опыт, играет в её работе немалую роль. Сложнее всего ей даются детские спектакли, интереснее - постановки с историческими костюмами. И главное всегда - нарисовать первый эскиз.

  • Если нарисован первый костюм, значит, и остальные будут, - говорит она. - Поэтому первый эскиз обычно рисую долго, а следующие - быстрее.

Художник уверяет, что чужие спектакли смотрит абстрагировано, как обычный зритель, просто погружаясь в его атмосферу. Но профессиональные заболевания, как принято сегодня говорить, «деформации», всё же есть.

  • Собираю «тряпочки», - улыбается Елена. - Приезжаю в любой город и начинаю искать магазины тканей, где смотрю материалы, щупаю, фантазирую, что из них можно было бы сделать… Многое скупаю и складирую дома. Для меня это своего рода лечебный шопинг: после премьеры бывает неделю не могу по таким магазинам ходить или, напротив, если грустно, туда подаюсь.

А страшный сон театрального художника - актёр, которому настолько неудобно в костюме, что это видно даже зрителям.

  • Смотришь спектакль на премьере и переживаешь за артистов. Например, если кто-нибудь наступает на шлейф, запинается, думаешь: зачем же я это придумала? - и хочется сразу бежать за кулисы поправлять.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА