Новости

Швейцарский дирижёр Валентен Реймон в Красноярске: «Под пистолетом искусством заниматься не заставишь»

Швейцарский дирижёр Валентен Реймон в Красноярске: «Под пистолетом искусством заниматься не заставишь»

С Красноярском швейцарского дирижёра Валентена Реймона связывают давние отношения. В Сибирь много лет назад его заманил Иван Всеволодович Шпиллер. Дружба и сотрудничество с маэстро длилась несколько лет до смерти Шпиллера, Валентен был частым гостем на красноярской сцене. И вот спустя двенадцать лет Реймон вновь в Красноярске и вновь играет с нашим симфоническим оркестром. В этот раз он стал приглашённой звездой V Международного музыкального фестиваля «Шедевры мировой классики на Енисее».

- Классическая музыка - это для избранных?

- Абсолютно нет.

- А почему тогда многие люди считают её скучной, непонятной?

- Может, там нечего понимать? Вопрос не в этом. Музыка - она для всех. Если бы на улице играли Вагнера - все бы слушали. Нужно людей побуждать приходить в залы. Музыку легче воспринимать, чем литературу, поэзию. Хорошая музыка всегда рассказывает о том, что понятно во все времена, даже в старой музыке можно найти современные моменты. С этой точки зрения Вагнер очень актуален, он рассказывает о сегодняшнем дне, обо всём мире. Музыкальное произведение - это тот же спектакль. Вопрос только в том, как его сыграют. Если не очень хорошо, то он будет элитарным. Если в спектакле есть ошибки, то он непонятен.

- Почему для исполнении в Красноярске были выбраны Лист и Вагнер?

- Лист - выбор дирижёра Красноярского оркестра Марка Кадина. Ведь в этом году празднуют юбилей Листа. Я предложил Вагнера для окончания программы, потому что Вагнер, во-первых, зять Листа, во-вторых, он не просто родственник, его можно назвать духовным сыном Листа. Лист был большим выдумщиком. Как композитор, он сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры: рапсодию, симфоническую поэму. Вагнер многому научился у Листа. Опера «Тристан и Изольда» Вагнера, фрагменты которой мы исполнили - логическое окончание, вершина, камень преткновения всей истории музыки. Именно с этой пьесой человечество вошло в двадцатый век.

Клеймо любимого композитора Гитлера врезалось в творческую и человеческую репутацию Вагнера. Если его музыка вдохновляла нацистских идеологов - это не его вина.

- Как Вы относитесь к тому, что в Израиле до сих пор пусть неофициально, но запрещено публичное исполнение произведений Вагнера, так как для многих израильских евреев музыка Вагнера символизирует кошмар немецкого антисемитизма?

- Считаю, что это надуманная проблема, когда музыку и имя Вагнера связывают с нацизмом. Композитор умер ещё до рождения Гитлера. Если музыка Вагнера вдохновляла нацистких идеологов - это не его вина. Клеймо любимого композитора Гитлера навечно врезалось в творческую и человеческую репутацию Рихарда Вагнера. Композитор не отвечает за интерпретацию своего творчества потомками. Да, он выразил дух Германии, но любовь к нему лидеров Третьего рейха скорее характеризует самих нацистов, чем характер его творчества.

Вагнер создал новую мифологию Германии, сумел своей музыкой выразить страсть борьбы. Всё это нацисты использовали в своих целях. Были люди, которые его обожали, но были и те, кто его ненавидел. Например, Дебюсси официально не признавал Вагнера, но слушал его тайно.

Вагнер великий музыкант. В начале «Тристана и Изольды» он ставит необычный, очень странный аккорд, который сегодня во всём мире узнают как аккорд «Тристан». И композиторы используют его в своих сочинениях. Произведение длится четыре с половиной часа, и то напряжение, которое ставит этим аккордом Вагнер, в течение всего времени звучания не находит выхода. И только через четыре с половиной часа последний аккорд ставит точку. Этот подвешенный аккорд как бесконечная любовь героев - Тристана и Изольды, которая находит своё разрешение в смерти. Потому что единственное разрешение любви - это смерть. Музыка Вагнера очень литературна, она - высшая точка немецкого романтизма. Эта музыкальная история является камнем преткновения всей истории музыки.

- Говорят, что в России почти все музыканты мечтают быть солистами. В оркестр, скорее, они попадают волей обстоятельств. А за границей почётно ли быть оркестрантом?

- Не думаю, что каждый музыкант мечтает быть солистом. Все музыканты прежде всего хотели бы быть просто музыкантами. Мечта каждого - исполнять великолепную музыку. Везде нужно быть виртуозом. Играть в оркестре - очень нелёгкая работа, но великолепная. Трудность в том, что оркестр - это коллектив. Каждый вносит свой вклад, чтобы получилось великолепное звучание. Когда оркестр хороший, музыканты в восторге от того, что они делают. А если плохо получается, то это мука для музыкантов. Для оркестров существует намного больше произведений, чем, например, для скрипки.

- С какими музыкантами интереснее работать?

- Для меня лучший оркестр тот, с которым я работаю в данный момент. В вашем городе это Красноярский симфонический оркестр. Важно то, что ты делаешь сейчас.

- Должен ли дирижёр быть диктатором?

- Нет. Под пистолетом искусством заниматься не заставишь. Главное в профессии дирижёра - это сопереживание, соучастие. Дирижёр - единственный человек, который в оркестре существует в тишине. Во время репетиции он единственный слушатель, музыканты играют только для него. Поэтому нужно сделать что-то такое, чтобы оркестранты хотели играть для него. Для этого нужен особый дар, некая энергетика. Насилие ни к чему не приведёт. Заблуждение, что считается, что играть нужно тогда, когда дирижёр махнёт своей палочкой. Но проблема не в этом: нужно играть не когда, а как. Задача дирижёра - за короткое время донести до музыкантов манеру исполнения того или иного произведения.

- Со временем меняется ли Ваш взгляд на одно и то же сочинение, которые Вы исполняете?

- Дирижёр - это интерпретатор. А роль последнего очень проста: оставаться верным тому, что написал композитор. Если бы не было Вагнера и Листа, не было бы и концертов. Главное научиться понимать автора. На афише всегда крупными буквами пишут имя создателя музыки, а дирижёра и исполнителя - маленькими. Девяносто девять процентов работы дирижёра - работа с партитурой. Сначала я разбираю её с карандашиком за столом. Когда приходишь на репетицию, уже нужно дирижировать без ошибок, все детали дожны быть проработаны заранее.

- Кого Вы считаете своим учителем в дирижёрском деле?

- Я бы хотел назвать Ивана Шпиллера. Он был настоящим профессионалом, и я многому научился именно у него.

- Справедливо ли утверждение, что дирижёр - это профессия второй половины жизни? Так как нужно в себе накопить определённый жизненный опыт, чтобы было что сказать музыкантам и слушателю.

- Я надеялся, что нахожусь ещё в первой половине жизни. (Смеётся. - Прим. авт.) Конечно, эта профессия требует определённого опыта, потому что ты работаешь с коллективом, и нельзя заставлять терять время стольких людей только потому, что у тебя нет чёткого представления о своём деле.

Для справки:

Валентен Реймон родился в Швейцарии. Учился музыке, стал виолончелистом, параллельно осваивал дирижёрскую профессию. Свой международный опыт дирижирования он получил в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского с Государственным академическим симфоническим оркестром России. В его послужном списке свыше пятидесяти опер, полное собрание концертов для органа Генделя, романтический репертуар, который Реймон, как приглашённый дирижёр, исполнял со многими оркестрами Европы, в том числе с симфоническим оркестром Романской Швейцарии, Бернским симфоническим оркестром, Европейским фестивальным оркестром.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА