Новости

Я и мой мобильный телефон

Я и мой мобильный телефон

Всякое новое техническое средство, появляющееся в нашей жизни, неизбежно проходит этап культурной адаптации. Причём с каждым разом время культурной адаптации сокращается — мы всё быстрее усваиваем эстетические уроки повседневности. Я позволил себе процитировать свою же предыдущую колонку, потому что сказанное имеет прямое отношение к тематике новой. Разговор пойдёт о наших взаимоотношениях с новым техническим средством — мобильным телефоном. И не будем себя уверять, будто эти отношения абсолютно беспроблемны — культурная адаптация “мобилы” далеко ещё не завершена.

Начнём с того, что этот телефон появился довольно неожиданно. Даже я (далеко ещё не старик) помню две проблемы советского общества — недоступность квартирного телефона (либо многолетняя безнадёжная очередь, либо пресловутый блат) и вечно неисправные, раскуроченные уличные автоматы (как сейчас помню, газетные дискуссии о вандалоустойчивых моделях этих автоматов). Казалось, этому не будет конца, но вот вдруг в конце туннеля забрезжил свет: появились пейджеры (все помнят, что это такое?) и беспроводные трубки, поначалу здоровенные, неудобные, дорогие, но доступные всем (без блата). Длилось это недолго — и пейджер, и трубка ушли из нашей жизни с появлением компактного и многофункционального сотового телефона. Очень скоро дорогостоящая новинка стала вполне доступной для каждого, и началась, по существу, новая телефонная эра.

Сегодня мобила есть у каждого второго школьника. Мать фиксирует продвижение ребёнка в школу и обратно, жена напоминает мужу, отправившемуся в гастроном, что в доме кончился майонез, взрослая дочь звонит домой в час ночи и успокаивает родителей (“Я на дискотеке, а Вася проводит меня до дому”)… Вот оно — счастье!

Недавно я угодил в больницу, где моим соседом по палате оказался деловой человек. В его исполнении я наблюдал сеансы “дистанционного бизнеса”: Костя по телефону руководил продажами сантехники, предоплатой заказов, отгрузкой и прочими специальными вещами. Как позже выяснилось, у Кости есть фирма, но нет офиса — все дела он проворачивает по телефону.

Лично я пользуюсь мобильным телефоном, но не люблю его. Мне кажется, что эта техническая новинка ещё не прошла процесс культурной адаптации. Люди получили новую игрушку, но не вполне усвоили правила культурного с ней обращения. Начну с малого — со звукового сигнала, так называемого “рингтона”, который у каждого свой. Редко когда это простой звонок. Чаще всего это музыкальный фрагмент (как правило, тошнотворно попсовый), иногда какая-нибудь эксцентрическая шняга (вроде кваканья бешеной лягушки), и только однажды я наблюдал глубоко осмысленный рингтон — молодая мама заложила в свой аппарат плач ребёнка (сколько ночей она, бедняга, просыпалась от этого звука!).

Следующая проблема — чисто этическая: в корне изменились условия, в которых происходит телефонный разговор. Не дома, и не в офисе, и не в закрытой будке, а на людях (на улице, в автобусе, в супермаркете). Все ли мы задумываемся, а интересны ли наши переговоры окружающим? Девушка заскакивает в автобус, и первое, что она делает, так это достаёт мобилу и звонит подружке. Далее весь автобус вынужден входить в подробности того, почему Витька козёл и как она планирует с ним расстаться. Вам это надо?

Сознание собственного информационного всемогущества пьянит и лишает адекватности (в любой момент могу связаться с кем угодно и где угодно — хоть в Турции, хоть в Калифорнии!).

Разумные попытки ограничить этот беспредел (“Дамы и господа, просим на время концерта/спектакля отключить ваши мобильные телефоны”) далеко не всегда встречают сочувственное понимание. Мой приятель, живущий в США, склонен относить телефонное хамство к “болезням роста”: “Русские, — говорит он снисходительно, — как дети, ещё не наигрались новой игрушкой. Имей терпение, со временем это пройдёт”. А я вот не так оптимистичен: со временем это может войти в дурную привычку, а то и в национальную традицию (вошла же в традицию немыслимая ни в одной стране мира привычка глушить водку стаканами). Но о наших застольных традициях я собираюсь поговорить в следующей колонке.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА