Новости
Римма Бенюмова: «В поездках бывает очень тоскливо и одиноко»
Родных детей учить очень трудно
Несколько лет назад появление юной Риммы Бенюмовой на сцене вызывало восхищение. Маленький ребёнок так виртуозно играет на скрипке - картина очень милая и трогательная. Только вот чего стоит эта идиллия, знают немногие. Скольких душевных и физических сил вложено, чтобы скрипка в руках ребёнка стала послушной, и зал восторженно рукоплескал юному дарованию, до конца понимают, наверное, родители Риммы и сама девочка.
Родители Риммы - известные красноярские музыканты, заслуженные артисты России. Папа - скрипач, профессор Красноярской академии музыки и театра Михаил Бенюмов, мама - пианистка, доцент академии музыки и театра Лариса Маркосьян. Испытывать ребёнка на наличие музыкального таланта родители начали, естественно, чуть ли не с рождения. Талант обнаружили, но учиться в музыкальной школе по классу скрипки Римма начала в семь лет. Её педагогом стал отец - Михаил Бенюмов. Уже через год девочка выступила на своём первом краевом конкурсе в Красноярске, где заняла второе место и получила высшее количество баллов. Потом был Новосибирск, где она завоевала второе место…
Сегодня Римме уже 17 лет. За плечами скрипачки множество конкурсов, в том числе и международных, и побед на них. Она - лауреат международных конкурсов, двукратная золотая медалистка Дельфийских игр, лауреат общественной межрегиональной премии «Достояние Сибири», обладатель гранта губернатора «За личные достижения талантливой молодёжи в сфере культуры и искусства», лауреат премии главы Красноярска… В общем, перечислять все регалии и достижения юной барышни можно очень долго.
- В следующем году ты заканчиваешь школу. Что дальше?
- В перспективе хотелось бы найти себе хорошего педагога, ведь 10 лет у папы под крылом - это, конечно, хорошо, но нервы уже сдают и у меня, и у него. Родных детей учить очень трудно. Куда буду поступать - пока не знаю.
- В этом году ты - одна из участников такого весомого музыкального фестиваля, как «Сибирь - Европа», выступаешь на сцене вместе со звёздами академического искусства. Помнишь, когда впервые пришлось поучаствовать во взрослом проекте?
- Трудно сказать. Я стала работать с профессиональными музыкантами с самого раннего возраста. И в фестивале «Сибирь - Европа» участвую довольно давно, лет с десяти, наверное. Мой папа очень серьёзно занимался моим образованием, и уже с восьми лет я начала выступать на серьёзных конкурсах. В десять лет дала свой первый сольный концерт в консерватории им. Керубини во Флоренции. В двенадцать лет поехала в гастрольное турне по Италии, куда меня пригласил «Ротари-клуб». Наверное, это был самый первый серьёзный проект, не считая того, что я делала в Красноярске.
- Ты участвовала и занимала призовые места на различных престижных конкурсах. Какая победа стала самой значимой?
- Дельфийские игры, в которых я участвовала уже три раза, стали хорошим испытанием. Но я бы выделила конкурс юных исполнителей__ __в Олденбурге в Германии. Там не было делений на возрастные категории и инструменты. Из скрипачей я одна прошла в финал. И там заняла не первое, а четвёртое место. Но благодаря этому конкурсу я несколько раз получала приглашение на гастроли в Германию. Кроме этого, на этом конкурсе познакомилась с замечательными музыкантами - скрипачом Томашем Томашевским и пианисткой Еленой Ногаевой. Та поездка стала судьбоносной и задала некий вектор в моей жизни. Если бы её не было, непонятно, как складывалась бы моя судьба сейчас.
- Когда пришло понимание, что музыка станет твоей профессией?
- Точно не сразу, как только папа стал заниматься со мной. Оно пришло постепенно. Думаю, окончательно все точки над «i» были расставлены в девятом классе, когда стал вопрос выбора профильного направления в старших классах, чтобы начать готовиться к поступлению в вуз. На тот момент в отличие от многих моих сверстников я уже знала, чем буду заниматься в жизни, что она будет связана с музыкой. А вот на каком уровне это будет - во многом зависит от меня.
- Со временем оставаться в лидерах стало сложнее?
- Конечно. Теперь ставка делается уже не только на твой природный талант, но и на то, сколько ты работаешь. Конечно, мне нравится талантливо ничего не делать, но понимаю, что, увы, этот номер не пройдёт. Чем больше человеку дано от природы, тем больше от него ждут окружающие. Поэтому ты должен выдавать всё, что ты умеешь и знаешь по максимуму, не допускать промахов, не прощать себе ошибок.
- Что самое сложное для тебя в занятиях?
- Концентрация, расчёт сил. Трудно сосредоточиться, когда приходят СМС, кто-то звонит. Поэтому стараюсь отключать телефон, чтобы не отвлекаться. Для меня игра на скрипке - тяжёлый эмоциональный труд. Я, например, больше часа подряд заниматься не могу - нужно передохнуть минут двадцать.
- А сколько времени должен заниматься скрипач ежедневно?
- Как сказал мне один из выдающихся педагогов скрипки, профессор Захар Нухимович Брон: не больше шести часов. Но я до шести часов пока не дотягиваю, максимум меня хватает часа на четыре в день. Лет с 13 стараюсь заниматься самостоятельно, потому что моя и папина психика уже не выдерживает долгих совместных занятий. _(Смеётся.) _Я уже достаточно взрослая, у меня есть своё видение, как нужно играть, а у папы, естественно, свой взгляд. Поэтому случаются споры.
- Хорошо или плохо, когда отец твой педагог?
- Мне кажется, что хорошо. Это очень трудные, но высокие отношения. Человек вкладывает в тебя всё, что знает и умеет сам, и ты понимаешь, что делает он это не для галочки. Родной человек - наверное, самый требовательный учитель и придирчивый слушатель, но не из-за вредности характера, а потому хочет сделать из тебя настоящего музыканта. Кстати, ценить и понимать это начинаешь, только повзрослев. Если раньше я обижалась и расстраивалась из-за того, что мои друзья гуляют, а я сижу дома занимаюсь, то теперь сознаю - и слава Богу, что так случилось. Споры по этому поводу у нас с родителями закончились: потому что вижу, что далеко не у всех, кто когда-то бегал по двору, сегодня всё удачно складывается. Думаю, что лет через десять, оглянувшись назад и вспомнив себя в семнадцать лет, я буду очень довольна, что жила именно так.
- Кроме музыки и скрипки есть в жизни какие-то увлечения?
- Лет до пятнадцати я занималась керамикой, потом бросила, потому что стало не хватать времени. Люблю ходить в спортзал два-три раза в неделю. Сейчас большое внимание уделяю иностранным языкам. Так как езжу на гастроли за границу, уже неплохо владею английским. Сейчас решила взяться серьёзно за немецкий. Если связывать свою жизнь с музыкой, то желательно говорить на трёх-четырёх языках.
- А как же молодёжные развлечения, дискотеки, например?..
- Случаются, но не часто. Раз в месяц папа скрепя сердце отпускает меня. Но всегда в назначенный час приезжает и забирает. Только так и не иначе. Тут всё строго.
- Какой ты представляешь свою жизнь?
- Я бы не хотела много гастролировать, потому что представляю, что это такое. В поездках бывает очень тоскливо и одиноко. Я бы предпочла работать в хорошем оркестре, чтобы чувствовать себя в жизни стабильно, но в тоже время иметь возможность выступать сольно и участвовать в различных проектах с другими музыкантами. Конечно, хотелось бы иметь свой домик. Где-нибудь на Канарах.