Новости

«Очи чёрные» по-итальянски

«Очи чёрные» по-итальянски

Маэстро посвятил композицию сибирским красавицам

Прошедшая неделя стала настоящим подарком для музыкальных гурманов. В Красноярске стартовал фестиваль «Сибирь - Европа». Два концерта прошли в Малом зале филармонии 14-го и 16 сентября с аншлагом.

Зрители, затаив дыхание, слушали музыкантов. После каждого выступления зал буквально взрывался шквальными аплодисментами, слышались крики «браво!» и «бис!», а сцена обрастала цветами. Такого горячего приёма удостоились итальянские музыканты - гости Х Международного фестиваля камерно-оркестровой музыки «Сибирь - Европа». Этот фестиваль стал истинным праздником души для поклонников классической музыки, который каждый год дарит родному городу Красноярский камерный оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств России Михаила Бенюмова.

Нынешний - юбилейный - фестиваль посвящен Году Италии в России. На первом вечере соединились творения старых и новых мастеров Флоренции: симфония талантливейшего композитора рубежа 18-19 вв. Луиджи Керубини и концерт нашего современника, профессора флорентийской консерватории Риккардо Лючиани. А если учесть, что исполнителями этих сочинений стали известнейшие музыканты - Пьеро и Дэвид Беллуджи, то облик Флоренции, этого, по выражению поэта Константина Бальмонта, «лазурного серафима», обрёл полноту и завершенность. Великолепный семейный тандем Беллуджи уже несколько лет радует своим блистательным мастерством красноярскую публику. Пьеро Беллуджи, дирижёр с мировым именем, был почётным гостем самого первого музыкального форума «Сибирь - Европа», с его легкой руки началась прекрасная история фестиваля, и именно он открыл программу 10-го юбилейного фестиваля. Нынешний фестиваль (впрочем, как и всегда) порадовал нас открытиями и сюрпризами - на сцену Малого концертного зала вышла внучка прославленного маэстро, Соня Беллуджи, обладательница великолепного сопрано и яркой артистической харизмы. Юная вокалистка закончила Королевскую консерваторию Брюсселя, аспирантуру Парижской Национальной консерватории по классу Эльзы Маурус, и ныне перед ней открыты двери лучших театров Парижа и Флоренции.

В исполнении Сони Беллуджи во втором вечере фестиваля прозвучали две сложнейшие арии мирового оперного репертуара - «L’amero, saro costante» из оперы В. Моцарта «Король-пастух» и ария Джульетты из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Представительницей другой, не менее знаменитой творческой династии на сцене Малого зала оказалась Римма Бенюмова, учащаяся Гимназии № 12 при Красноярской академии музыки и театра, одна из наиболее ярких фигур нового поколения сибирских скрипачей. Лауреат многих международных конкурсов, трёхкратная медалистка Дельфийских игр, обладательница множества почетных наград и премий, Римма каждый раз поражает редкими в столь юном возрасте качествами скрипача-солиста: тёплым искренним звуком, виртуозной техникой, сценическим шармом.

Отдельным событием фестиваля стало появление на красноярской сцене роскошного меццо-сопрано - Габриэллы Сборджи. Выпускница Миланской консерватории, лауреат престижных международных конкурсов, Габриэлла сегодня сотрудничает с выдающимися дирижёрами и режиссёрами, поёт в лучших театрах мира. Её репертуар включает в себя шедевры оперной классики и прославленные творения камерной музыки - произведения Вивальди и Моцарта, Перголези и Монтеверди. В первый вечер фестиваля Габриэлла совершенно покорила публику исполнением «Народных песен» Лучано Берио.

Одиннадцать национальных мелодий, обработанных одним из ярчайших представителей авангарда 20-го века, представляют собой поразительное музыкальное «действо» - в них радость и тоска, восторг и муки любви, язвительность и тихая грусть, голос улицы и аристократическая изысканность.__ __Написанные некогда для любимой супруги, талантливейшей певицы Кэти Берберян, в трактовке Габриэллы Сборджи они не потеряли своей прелести, напротив, обрели новые смыслы и заиграли новыми тембровыми красками благодаря её чудесному, наполненному чувственному голосу. Яркий национальный колорит каждой песни, динамика от нежнейшего пиано до мощного форте буквально зачаровали публику. Во втором концерте фестиваля сложился потрясающий дуэт Сборджи - Беллуджи в исполнении гениальной «Стабат Матер» Джованни Перголези. Два голоса, словно ансамбль хорошо сыгранных инструментов, соединились в чуткую проникновенную музыку.

И ещё один гость фестиваля заслуживает особенного упоминания. Дирижёр и пианист Филиппо Фаес, профессор консерватории Кастелфранко Венето, частый гость фестивалей «Сибирь - Европа» и один из любимцев красноярской публики. В его блестящем исполнении прозвучало одно из знаменитейших сочинений романтической эпохи - совместное творение Франца Шуберта и Ференца Листа - фантазия «Скиталец». Исполнение было посвящено 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора и пианиста и прозвучало впервые в Красноярске в версии для фортепиано с оркестром. На бис Филиппо Фаес сыграл собственную фантазию на тему романса, неизменно трогающего струны русской души. «Очи чёрные» в трактовке итальянского маэстро были посвящены прекрасным красноярским дамам. Последние звуки, не успев растаять, потонули в овациях зала. Но самое главное «браво!» хотелось бы крикнуть в адрес Красноярского камерного оркестра - коллектива блестящих профессионалов, чьё искусство не раз удостаивалось высочайшей оценки из уст российских и европейских знатоков музыки. К нынешнему фестивалю артистами оркестра были подготовлены целых 24 премьеры. В течении двух недель в рамках мероприятия коллектив предстанет перед публикой в разных амплуа - от камерного состава до малого симфонического.

Как известно, прекрасна радость, которую уже осязаешь, но ещё более - та, которая впереди. Красноярск с нетерпением ждёт очередных концертов фестиваля, предвкушая новые открытия и сюрпризы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА