Новости

Красноярск лидирует в российских и международных рейтингах

Красноярск лидирует в российских и международных рейтингах

От планирования до признания

Среди городов России пионерами стратегического планирования в 1997-1999 годах стали Санкт-Петербург, Ижевск, Сургут, Череповец, Нижний Новгород, Тольятти, Новосибирск.

Красноярск в принципе не особо отстал от лидеров: мае 2001 года решением городского Совета были утверждены «Основные направления социально-экономического развития Красноярска на период до 2005 года». Это решение было для краевого центра, без преувеличения, судьбоносным. Так, в рамках первой стратегии развития удалось привлечь займы Международного банка реконструкции и развития под реализацию целого ряда перспективных проектов, связанных в том числе и с развитием инженерной инфраструктуры новых микрорайонов. Кроме того, в 2003 году администрацией города впервые была утверждена программа муниципальных облигационных заимствований, а в декабре 2004-го сдан в эксплуатацию первый жилой дом по ул. Устиновича на 187 квартир, возведённый в рамках программы. Таким образом, «Основные направления…» явились не только основой для правового обеспечения текущего планирования, но и позволили внедрить новые механизмы привлечения инвестиций на развитие города.

В то же время продолжалась работа по долгосрочному планированию развития краевого центра, и в марте 2005 года была принята Программа социально-экономического развития Красноярска на период до 2010 года. Основной идеей этого документа стало стабильное повышение качества жизни горожан путём решения ключевых социально-экономических проблем.

Многое удалось сделать в рамках этой программы: сформировать благоприятный инвестиционный климат, поддержать социальную стабильность, дальнейшее развитие получили строительная отрасль, малое и среднее предпринимательство. Одним из главных показателей является тот факт, что в 2008 году город преодолел знаменитый «русский крест» - рождаемость превысила смертность.

Результаты реализации программы действительно впечатляют. Так, за 2005-2010 годы инвестиции в экономику города возросли в 2,3 раза. На карте краевого центра появились новые микрорайоны - всего за пятилетку было введено 3,8 млн квадратных метров жилья. На реализацию адресной инвестиционной программы Красноярска за 5 лет было направлено 10,8 млрд рублей, что позволило, например, открыть три школы, два детских сада, а также начать проектирование и строительство 14 зданий детских учреждений.

Особое внимание было уделено организации системной поддержки малого и среднего бизнеса: с 2007 года в краевом центре работает Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор, где инновационным предприятиям предоставляются офисные помещения в аренду по льготной цене, оказываются бухгалтерские и юридические услуги. А в 2008 году принята первая городская целевая Программа поддержки малого и среднего бизнеса, объём финансирования которой постоянно увеличивался.

Необходимо отметить, что Программа социально-экономического развития Красноярска на период до 2010 года позволила создать запас прочности для сохранения стабильности в кризисный 2009 год. Не случайно, согласно опросам экспертов, краевой центр на протяжении трёх лет входит в десятку лучших для бизнеса российских городов, упоминается в ведущих российских и международных рейтингах как успешный и динамично развивающийся мегаполис. Несмотря на кризисные явления, в рейтингах «РосБизнесконсалтинга», по итогам 2008-го, 2009 годов, Красноярск стабильно занимает места в десятке российских городов, наиболее удобных для бизнеса.

Продолжая разговор о признании краевого центра на российском и мировом уровне, нужно отметить, что в апреле 2008 года Красноярск награжден дипломом первого международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ» за формирование эффективной модели социальной поддержки населения. А по версии журнала «Русский репортёр», Красноярск регулярно занимает призовые места в тройке самых перспективных российских мегаполисов (всего экспертами исследуется 16 городов, население которых превышает 700 тысяч человек).

В 2010 году (по результатам 2009 года) международное рейтинговое агентство Fitch Ratings признало экономику краевого центра сильной и стабильной. Наконец, по оценке международной консалтинговой компании McKinsey Global Institute, Красноярск один из пяти российских городов, которые к 2025 году войдут в список 600 ведущих городов мира и станут источниками наибольшего экономического и демографического роста, где будет сосредоточено 60 процентов мирового богатства.

Петр ПИМАШКОВ, глава города Красноярска:

Долгосрочные стратегические программы социально-экономического развития - это наиболее эффективный инструмент для решения самых сложных задач, стоящих перед страной, регионами и городами.

К необходимости стратегического подхода Красноярск пришёл ещё в конце 90-х годов. В 2001 году впервые были приняты основные направления социально-экономического развития города, в 2005-м - программа, по которой Красноярск развивался последние пять лет. И я считаю, что многие успехи города стали возможны благодаря тому, что мы чётко представляли, каким хотим видеть Красноярск и что для этого необходимо изменить.

Новая программа должна укрепить и преумножить эти достижения, а также решить те острые вопросы, с которыми Красноярск вступил во второе десятилетие XXI века. Например, нехватка мест в детских садах, экологическая обстановка и транспортная напряжённость, необходимость строительства и ремонта школ, больниц и других социальных объектов.

Мы понимаем, что объективно и правильно определить пути решения этих проблем и развития Красноярска можно только при активном участии общественности - всех неравнодушных жителей города. Именно поэтому проект программы «Красноярск-2020» прошёл несколько этапов публичных обсуждений с участием экспертов, депутатов, представителей общественности, науки и бизнеса. Каждый красноярец мог высказать собственное мнение и внести свои предложения в этот документ.

В результате мы получили более 150 предложений от красноярцев и экспертного сообщества. Основная их часть касалась вопросов строительства и реконструкции учреждений образования, здравоохранения. Немало было сделано предложений по благоустройству города, строительству и содержанию дорог. Все эти приоритеты нашли своё отражение в итоговом документе. Кроме того, красноярцы поддержали такие глобальные проекты программы, как возведение четвёртого моста через Енисей, строительство транспортных развязок в краевом центре, возведение школ и детских садов в новых жилых микрорайонах, а также обустройство современных больниц и поликлиник.

Очень важно, что в результате властям, экспертам и всем горожанам удалось прийти к единому мнению и решить, каким должен стать Красноярск через 5-10 лет. Я уверен, что принятие программы станет началом нового большого этапа в развитии нашего города.

Владимир Колмыков, депутат красноярского городского Совета, председатель комиссии по экономическому развитию:

  • Безусловно, программа социально-экономического развития необходима городу. Мне, как производственнику, хотелось бы отметить, что одно из приоритетных направлений этого ключевого для краевого центра документа - модернизация экономики. Власть ставит перед собой глобальную цель - улучшить качество жизни красноярцев. А площадку для этого в первую очередь создаёт реальный сектор. За такими программными заявлениями, как реализация кластерной политики, формирование новой и развитие имеющейся инновационной инфраструктуры, следуют конкретные проекты. Их 27. Так, чётко обозначены точки роста металлургического комплекса, пищевой промышленности, машиностроения, производства строительных материалов. Например, в металлургической отрасли акцент сделан на конкретные проекты красноярского завода цветных металлов, КраМЗа, ОАО «Германий». Если всё пойдёт согласно планам, рост индекса промышленного производства здесь составит 1-2,3 процента в год. А индекс производства машин и оборудования, благодаря мероприятиям программы, в 2015 году по отношению к настоящему времени должен увеличиться на 20 процентов, к 2020-му - на 42. Развитие машиностроения будет обеспечено за счёт наращивания объёмов производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции и реализации проектов ОАО «Красмаш», красноярского электровагоноремонтного завода, НПП «Радиосвязь».

Анатолий Матюшенко, депутат городского Совета, председатель комиссии по бюджету и собственности:

  • Город не может развиваться без единой стратегии, которая охватывает все сферы деятельности, учитывает все потребности населения. Социальное развитие, промышленность и предпринимательство, структура жизнеобеспечения - всё это должно строиться на едином фундаменте, органично дополняя друг друга.

Простой пример: чтобы ввести новый микрорайон, недостаточно просто поставить жилые дома. Необходимо обеспечить участок коммунальными ресурсами, дорогами, детским садом, школой, поликлиникой, магазинами и объектами досуга. А ещё решить проблему транспортной доступности, создать рекреационные зоны и учесть массу других потребностей жителей. Безусловно, каждый из этих пунктов отражён в основных документах города: в той же программе развития инженерной системы Красноярска заложены перспективы строительства новых коммунальных сетей, подстанций, коллекторов, ввода тепловых мощностей. Есть и отдельные детальные планы по расширению дорожной сети, возведению объектов социальной сферы, улучшению транспортной инфраструктуры. Наконец, у города есть Генеральный план, в котором обозначены все территории нового строительства. Но необходим документ, который объединит все эти направления, даст общую картину, так сказать, стратегию движения по всем фронтам, чтобы все отрасли решали единую задачу. И этим документом как раз и является Программа-2020.

Наталия ФИРЮЛИНА, депутат Красноярского городского Совета, заместитель председателя комиссии по экономическому развитию:

  • Программа, о которой мы говорим, создавалась ни один месяц и даже год. Первые её варианты появились в 2010-м. Наличие такого документа необходимо. Не определив векторы развития, не конкретизируя приоритеты и ценности, город сможет жить, но это будет движение в никуда. Конечно, это не означает, что цифры, объекты, написанные в программе, - догма. Они будут корректироваться исходя из требований времени. Ценность программы в том, что мы задаём планку, идеал, к которому стремимся, а также показываем путь движения к нему. Когда читаешь эту программу, возникает образ будущего Красноярска. Жаль, что у города нет одномоментно такого количества средств, чтобы сразу все планы воплотить в жизнь. И очевидно, что важна поддержка малого и среднего бизнеса, который создаёт рабочие места и обеспечивает налоговую базу города. Реализация кластерной политики предполагает наличие не только крупных компаний, но и малых предприятий, огромного количества инфраструктурных объектов, объектов сервиса, которые бы наполняли этот кластер. По моему мнению, развитие малого и среднего бизнеса - одно из главных направлений программы. Вот пример того, к чему необходимо стремиться, - пояс инновационных предприятий вокруг университетов, когда выпускники не ищут себе работу где-то, а, выходя из стен вуза, понимают, где будут работать. И нам очень важно воплотить эту идею в Красноярске.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА