Новости

Велик из графита - это круто!

Велик из графита - это круто!

После каждого старта в соревнованиях по дуатлону или триатлону вокруг Игоря Авдеева, главы Красноярской молочной компании, чемпиона и призёра российских и международных соревнований среди ветеранов, собирается множество любителей спорта. И не только потому, что Игорь вновь взобрался на подиум - Авдеев пионер новых технологий. Но пионер не босоногий - обеспеченный. А посему с пылу-жару многие изделия спортивной индустрии тут же становятся частью его экипировки. Вот о ней, любимой и в обоих смыслах дорогой, и пошёл наш с Игорем разговор.

- 695-я рама на моём велосипеде считается самой жёсткой в мире, - не без гордости в голосе сообщил Авдеев, - на прошедшем чемпионате мира её оценили как наиболее жёсткую и технологичную. Это очень важное качество, поскольку сохранение геометрии при езде обеспечивает гонщику хороший накат. В дополнение к раме на моей веломашине установлены высокопрочные карбоновые колёса, современная навеска: педали, цепь... С такими колёсами вес велосипеда составляет 6 килограммов 100 граммов. Если же поставить самые лёгкие, какие сейчас производятся для шоссейных гонок, то вес снизится до 5 килограммов 720 граммов. Но такие колёса я устанавливаю только в Европе - на особенно ответственных стартах по хорошему шоссе. Качество дорожного полотна там позволяет использовать карбоновые колёса с карбоновыми же спицами. Два колёса с металлическими спицами весят 1 килограмм 355 граммов, а полностью карбоновые - только 980 граммов. По сравнению с обычными, не карбоновыми колёсами, как заявляют производители, подобные велодиски обеспечивают прирост в скорости, по две секунды на каждый километр трассы. То есть почти полторы минуты на 40 километров пути. А это, согласитесь, очень много.

Свою новейшую машину Авдеев получил в мае - полгода ждал, когда на одной из известнейших фирм Европы изготовят раму и навеску по его индивидуальному заказу, учтя антропометрические данные красноярского атлета.

Каждый узел велосипедов экстра-класса обычно запатентован и является уникальным достижением науки и техники. Это касается не только рамы, но и педалей со «стременами», узлов коробки передач, седла. И даже такой обычной - в нашем понимании - детали велосипедного экстерьера, как цепь. Цепи, изготовленные из новейших материалов, имеют высокую удельную наукоёмкость, поскольку для большей эффективности их конструируют ассиметричными (!). Что уж говорить про вилки-втулки, звёздочки и тормозные колодки - это продукт неизвестных гениев спортивной индустрии, которые гармонию проверяют алгеброй и отодвигают горизонт возможностей человеческой мысли и его бренного тела всё дальше и дальше.

В общем «хотелка» с полной оснасткой обошлась Авдееву недёшево - полтора миллиона рублей. Ровно столько, например, стоит в Москве новенькая Toyota RAV4.

Современные велоперчатки также используют хай-тек. Они оснащены особыми гелевыми подушечками, которые предотвращают сдавливание кистевого нерва и препятствуют онемению.

Современные технологии не могли обойти стороной обувь и одежду триатлониста. Новые беговые туфли Авдеева будут весить почти в два раза меньше его нынешних кроссовок и вдобавок к этому иметь не две - одну «липучку», закрепляющую их на стопе жёсткой хваткой. Следовательно, времени на переобувание в транзитной зоне спортсмен затратит меньше. Но обновка ещё на пути в Сибирь.

Как пояснил Игорь, подошва туфель для бега по асфальту должна быть толстой, но лёгкой и упругой, чтобы нога не плыла при контакте с твёрдым покрытием. Кроме того, кроссовки должны плотно прилегать к стопе, иметь специальную спортивную ортопедию с усиленными элементами в пятке и под сводом стопы, иметь спортивную стельку, прошитую с нижней стороны, которая обязана выниматься из туфель между пробежками. Беговые шузы должны также пропускать воздух, впитывать внутри, но отталкивать снаружи влагу.

- Для спортсменов, для которых результат - главное, - поясняет Игорь Авдеев, - кровавые мозоли на ногах в течение первых двух недель пробежек - обычное дело при разнашивании кроссовок. Только через некоторое время обувь принимает форму «по ноге». Ты их должен ощущать как продолжение своего тела, будто бы бежишь босиком - комфортно и органично. Обязательно использую антиварикозные гетры, которые помогают избежать расширения вен, способствуют относительно нормальному кровообращению в сосудах. Вообще-то не советую простым физкультурникам бегать по асфальту - лучше по тропинкам, траве, сосновому бору. Триатлонисты просто вынуждены бежать по нему, поскольку все крупные соревнования проходят именно на асфальте, поэтому мышцы, организм в целом должны быть приучены именно к бегу по подобному покрытию. Иначе ноги быстро забьются и нальются свинцом, а то и судорогой их сведёт. Кроме того, важно использовать специальные носки для бега. Они должны быть тонкими, пропускать воздух: то есть одеваешь на ноги своего рода сетку с мелкими ячейками. Подобные носки, кстати, можно подобрать в спортивных магазинах Красноярска.

Одежда, по словам Авдеева, также должна быть плотной, аэродинамичной и иметь наименьший коэффициент трения с воздухом, а также обладать подложкой против ветра, ведь после бега ты пересаживаешься на велосипед или наоборот.

Гидрокостюмы в триатлоне - также важная составляющая экипировки, поскольку при определённой температуре воды (ниже плюс 20 градусов у ветеранов и ниже плюс 22 - для элиты), что не редкость на открытых водоёмах, правилами соревнований разрешается их использовать. Сменилось не одно поколение материалов, из которых портные спортивных фирм шьют эти костюмы для будущих чемпионов.

За прогрессом в спортивной индустрии угнаться тяжело и накладно, но Игорь Авдеев намерен, как минимум, каждые два года менять двухколёсного коня. Предавать верного друга и товарища? Нет, не предавать - передавать. Передавать молодым перспективным триатлетам Красноярска. Как он сделал это с предыдущей моделью своего велосипеда, вручив его Андрею Моисеенко, который «въехал» на белом коне в состав юниорской сборной России.

- Надеюсь, что Моисеенко не последний талант, подготовленный тренерами СДЮСШОР «Здоровый мир», - улыбается Авдеев, - поэтому думаю, что через пару сезонов тоже будет кому передать велоэстафетную палочку. Можете считать это моим скромным вкладом в развитие красноярского триатлона.

Из досье «Стадиона»:

Лучший велогонщик ХХ века бельгиец Эдди Меркс (Eddy Merckx), четырёхкратный победитель крупнейшей велогонки Тур де Франс, выигрывал свой каждый третий старт. В 1996 году король Бельгии за заслуги перед страной даровал ему титул барона. Но ещё раньше журналисты возвели его в бога велогонок. Не меньшим достижением Эдди и спортивной индустрии в целом стала основанная им 30 лет назад компания по изготовлению спортивных велосипедов для элиты велоспорта, которая активно использует технологии карбонопластиков. Девиз Эдди Меркса: «Велосипед должен быть прочным, безопасным и комфортабельным».

Углепластики (карбон, карбонопластики, от «carbon» - углерод) - полимерные композиционные материалы из переплетённых нитей углеродного волокна, расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол. Плотность - от 1 450 кг/куб. м. Основная составляющая часть углепластика - это нити углерода (примерно 0.005-0.010 мм в диаметре), сломать их просто, а вот порвать достаточно трудно. Из этих нитей сплетаются ткани. Для придания ещё большей прочности ткани из нитей углерода кладут слоями, каждый раз меняя угол направления плетения. Листы или пряди материала скрепляются с помощью смол. Кстати, аллотропная модификация углерода - это привычный всем карандашный графит.

При изготовлении несущей рамы и узлов навески велосипедов производители используют сплавы алюминия, композитные материалы. Конструкторы принимают во внимание не только новейшие достижения в материаловедении, аэродинамики, спортивной медицины и физиологии спорта, но и ведёт разработку новых материалов, концепции оптимизации общих закономерностей и индивидуальных особенностей того или иного гонщика и даже особенностей рельефа конкретной трассы. Поэтому «геометрия» графитного коня может меняться даже у одного и того же гонщика.

Углепластики используются вместо металлов во многих отраслях:

- ракетно-космическая индустрия;

- авиастроение (самолётостроение, вертолётостроение)

- судостроение (корабли, спортивное судостроение)

- автомобилестроение (спортивные автомобили, мотоциклы, болиды Формулы 1);

- строительство (усиление железобетонных конструкций);

- спортиндустрия (роликовые коньки, велосипеды, футбольные бутсы, хоккейные клюшки, лыжный спорт (лыжи, палки, ботинки), ракетки для тенниса, лезвия коньков, стрелы, оборудование виндсерфинга, моноласты);

- медицина (медтехника и инструменты);

- бытовая техника (отделка корпусов телефонов, ноутбуков и пр.).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА