Новости

Вадим Кольга: «Ребёнок может заглянуть за горизонт»

Вадим Кольга: «Ребёнок может заглянуть за горизонт»

Вадим Кольга
Вадим Кольга

Каждый ребёнок - это целая вселенная. В каждом есть масса талантов, способностей, умений, причём в великом множестве областей. Куда всё это исчезает? Почему лишь считанные единицы достигают вершин? Как вырастить из маленького таланта личность, способную на большой прорыв? Об этом мы беседуем с проректором по довузовской воспитательной работе СибГАУ, доктором педагогических наук, кандидатом технических наук, председателем попечительского совета Аэрокосмической школы Вадимом КОЛЬГОЙ.

- Вадим Валентинович, наверное, основной вопрос, который хотелось бы осветить в нашей беседе, звучит так: как вырастить инноватора?

  • Вопрос этот очень правильный, своевременный. Я совершенно уверен, что в основе всех инновационных достижений лежит работа с молодёжью. То есть с теми, за кем будущее.

Я занимаюсь этим уже много лет, с тех пор, когда и слова-то такого - «инновация» - ещё не было. Меня часто спрашивают, мол, зачем тебе, проектировщику ракет, возиться со школьниками? Приведу простой пример: любой студент профильного факультета точно знает, что можно, а что нельзя. Так, нельзя запустить одноступенчатую ракету, которая выведет груз на орбиту. С этой задачей справится только двухступенчатая. Но школьник не знает всех этих тонкостей, поэтому ему можно спокойно давать самое невероятное задание, и он будет моделировать, что-то делать, смотреть за горизонт. Его незнание станет его же сильной стороной. И в этом плане работать с молодёжью мне очень нравится.

- Но, вероятно, одних умений взглянуть за горизонт недостаточно, чтобы стать настоящим инноватором. Нужно что-то ещё…

  • Дело в том, что, современная молодёжь должна этот взгляд за горизонт, так сказать, прогнозировать. Поэтому необходима ступенчатая схема развития каждого человека, занимающегося высокими технологиями. В принципе, её можно прописать с начальных классов.

Я, например, абсолютно уверен, что в первые годы обучения не должно быть никакой специализации. Должно идти гармоничное формирование личности.

Уже позже в более старших классах может быть некая специализация, но без жёсткой привязки к учебному плану. Просто если у тебя получается что-то, занимайся этим глубже, погружайся в среду, где тебя поймут, оценят. Но не в ущерб основному курсу по всем остальным предметам.

Меня могут не поддержать педагоги, уверенные в том, что не надо распыляться на «непрофильные» предметы. Но вспомните: почти все великие учёные были и остаются всесторонне развитыми личностями. К примеру, Циолковский во всём мире признан как гений космонавтики, но у него есть ещё и труды… по музыке! А Леонардо да Винчи, великий инноватор эпохи Возрождения, который и картины писал, и изобретал немыслимые для своего времени аппараты. А тот же Ломоносов, который занимался не только естественнонаучными дисциплинами, но и создавал поэтические произведения! Все они ещё раз доказывают тот факт, что личность должна быть разноплановой. А потому не надо лишать такой возможности наших детей. Не должно быть конфронтации между гуманитариями и технарями. В принципе не должно. Ведь одно другого должно логично дополнять.

Почти все великие учёные всесторонне развитые личности: Циолковский, Леонардо да Винчи, Ломоносов. Это ещё раз доказывает, что гуманитарное и естественнонаучное образование должны логично друг друга дополнять.

- А где, по Вашему мнению, должна быть специализация?

  • Я думаю, что только в высшей школе. В средней же дети должны получать максимум знаний по всем предметам. Сейчас идут разговоры о том, что гуманитариям не нужна математика. В итоге у нас выходят менеджеры (а для меня менеджер - это именно гуманитарное образование), которые с логикой не дружат вообще. А ведь экономике нужны технически подготовленные специалисты, гармонично сочетающие логику решения и его социально-гуманитарную подоплёку. Те, у кого ещё в школе был высший балл и по физике, и по обществознанию. Но ребёнок попадает под специализацию, и ему жёстко ставится требование выбора: техническая или гуманитарная направленность. Как правило, ребёнок выбирает то, что легче, чаще, это гуманитарный блок, потому что там нет ни физики, ни химии, ни математики. В итоге становится заложником образования, которое уже потерял. Предметы, направленные на развитие логики, отброшены, знания естественнонаучного цикла получены в минимальном объёме. Всё, конец, инновации закончились.

- Но не может такого быть, чтобы все дети поголовно выбирали гуманитарный блок. Ведь есть таланты, просто увлечённые ребятишки, есть, в конце концов, семейные традиции, династии врачей, инженеров, учёных.

  • Хорошо, давайте посмотрим на ту команду, которая, неважно по каким причинам, выбрала другое направление. Чтобы пробиться в жизни им, в то время, когда все отдыхают, нужно работать. Причём не так, что трудовой день закончился, я встал и ушёл. Работать нужно постоянно. А для этого требуется стимул, моральный и материальный.

Ну, с моральным, допустим, всё сегодня более-менее нормально. Государство сейчас встрепенулось, стало действительно с уважением и где-то даже с трепетом относиться к специалистам технического направления. А вот с материальным стимулом не всё так очевидно. Сегодня уже в десятом классе каждый ребёнок чётко понимает, что со временем ему нужно будет на что-то жить, содержать семью, престарелых родителей. И, встретившись с теми, кто в инновационной области работает пять-шесть лет, он может решить: зачем мне упираться? Ему интереснее те сферы, где можно срубить большие деньги, особо не стараясь.

- Но почему инновации не приносят доход?

  • Это уже другой вопрос. Давайте начнём издалека. Как вы считаете, дети в состоянии создать что-то, что может принести деньги? Причём на уровне хорошего внедрения.

- Возможно…

  • Вот в школе космонавтики 14 патентов. Один из них получен ещё в конце прошлого века. И он никому не нужен, как я не предлагал. Вроде бы действительно мелочь, тёплые светящиеся тапочки, которые в темноте срабатывают по датчику, не промахнёшься. Можно и успокоиться по поводу того, что идея так и осталась идеей. Но как-то в Красноярск на конференцию приехали японцы, попросились к нам в школу, пообщаться с детьми. А ровно через три года начали массовый выпуск таких тапочек. По сути, они взяли нашу идею и внедрили её. Им надо, а нам, выходит, нет…

Я считаю, что у нас не выстроена цепочка от момента создания инновационной привлекательности до конкретных внедренческих структур. Нет, формально всё существует, но чего-то не хватает. Может быть, настоящих менеджеров для высокотехнологичных отраслей. Не воспитываем мы со школьной скамьи тех самых специалистов по внедрению, которые способны оценить и научный, и технологический масштаб новинки, а потом суметь интегрировать её в экономику. Поэтому, когда мы выпускаем ребят из аэрокосмической школы, у меня на глазах слёзы стоят. Им интересно работать в технической отрасли, создавать абсолютно новый продукт, но вырастая, они уходят.

- И куда?

  • Нужно быть справедливым, большинство уходит в высшую школу, потому, что она даёт им знания и надежду что-то изменить к лучшему. Самим. Но есть и уходящие в никуда. С удовольствием берут наших молодых инноваторов за границей. Пятьдесят процентов платят им от того, что получает в среднем их специалист. Для начала хватает, а потом, может, кто-то и прорвётся. Разные ситуации бывают.

Раньше был механизм отбора специалистов для экономики, и на распределении стояла очередь из работодателей. А сегодня на Западе по всему миру собирают технарей. А мы их чаще теряем.

- И всё же есть надежда на лучшее?

  • Безусловно. Я уже говорил о том, что государство стало относиться к представителям инновационных технологических отраслей с большим уважением. Создаются инновационные и внедренческие центры, бизнес-структуры. В нашем крае создано министерство инвестиций и инноваций. У молодёжи есть свои площадки, на которых ребята могут продемонстрировать перед всем городом свои достижения, например, городская ассамблея «Красноярск. Технологии будущего». Есть люди, готовые заниматься с детьми, сформирована среда для выращивания настоящих инноваторов. И говорить, что всё потеряно, ни в коем случае нельзя. Думаю, наоборот, всё только начинается.

Читайте также:

Клубы технического творчества и естественнонаучные кружки для школьников в Красноярске

Авто настоящее, но только маленькое

На конвейер - со своей идеей

Как воспитать инноватора?

Прогресс ищет человека

В Красноярске становится популярной робототехника

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА