Новости

За фирмы-однодневки взялись всерьёз

За фирмы-однодневки взялись всерьёз

На рога и на копыта

«Следствие по делу Корейко, - говорил Остап, - может поглотить много времени. Сколько - знает один бог. А так как бога нет, то никто не знает. Ужасное положение. Может быть - год, а может быть - и месяц. Во всяком случае, нам нужна легальность. Нужно смешаться с бодрой массой служащих. Всё это даст контора. Меня давно влечёт к административной деятельности. В душе я бюрократ и головотяп. Мы будем заготовлять что-нибудь очень смешное, например, чайные ложечки, собачьи номера или шмуклёрский товар. Или рога и копыта. Прекрасно! Рога и копыта для нужд гребёночной и мундштучной промышленности. Чем не учреждение?». И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок».

Ещё в феврале этого года законопроект, ужесточающий санкции в отношении фирм-однодневок, инициированный действующим президентом Дмитрием Медведевым, поступил на рассмотрение в Государственную думу. Но прошло вот уже девять месяцев, а от народных избранников реакции так и не последовало. Дмитрий Анатольевич на прошлой неделе строго напомнил о своём поручении однопартийцам, и уже в понедельник начались жаркие дискуссии по поводу того, как же всё-таки наказывать конторы рогов и копыт.

Действующая редакция, подготовленная правительством России, предполагает привлечь к уголовной ответственности всех, кто создаёт предприятия для проведения незаконных операций с финансами и имуществом. Наказание для них будет в виде штрафа в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей или лишения свободы на срок до пяти лет. Кроме того, ужесточаются наказания в отношении тех, кто обманным или договорным путём приобрёл чужой паспорт и зарегистрировал на него фирму-однодневку. Для этого контингента лиц чиновники предлагают ввести штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей, обязательные работы на срок от 180 до 240 часов либо исправительные работы на срок до двух лет или даже лишение свободы до трёх лет.

Суровые санкции ожидают и граждан, которые добровольно отдали свои документы недобросовестным предпринимателям для регистрации фирмы. Подобным Фунтам, которые в «Золотом телёнке» играли роль зиц-председателя, в случае доказательства вины придётся заплатить в пользу государства от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или заработную плату или иной доход за период от одного года до двух лет. Также предусмотрены обязательные работы до 240 часов и исправительные работы на срок до двух лет.

Надзорные органы видят, что некоторые предприятия создаются для проведения незаконных финансовых операций, но формально отказать в приёме документов не могут.

Государственная дума одобрила эти санкции в первом чтении, хотя не все депутаты высказались «за». Например, некоторые представители оппозиционных фракций отметили, что фирмы-однодневки в своём большинстве используются для отмывания и легализации денежных средств или для того, чтобы выпасть из легального налогообложения, однако предложенные изменения в законодательстве не затрагивают ни один из этих составов.

Более того, доказать умысел в той конструкции, которая предлагается, практически невозможно. А потому законопроект необходимо доработать и не пороть горячку. В частности, предлагается бороться с фирмами-однодневками введением налога с продаж, 12-процентных европейских ставок НДС, исключением из практики механизмов возмещения. Во многом помогли бы и меры профилактики: Министерство внутренних дел неоднократно выходило с предложением ввести норму в законодательство, регулирующее регистрацию предприятий, обязательную явку самого гражданина, регистрирующего юридическое лицо и проверку его документов на месте. Другой мерой видится обязательное его присутствие при сдаче баланса в налоговых органах.

- Фирмы-однодневки - это достаточно скользкая тема, - считает президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края Валерий Сергиенко. - И что-либо однозначно в ней утверждать нельзя. Почему люди идут на создание таких предприятий? Потому что стремятся получить деньги незаконным, лёгким путём. Но наше законодательство, касающееся экономической деятельности, несовершенно. Один и тот же гражданин может раздробить своё предприятие на ряд мелких, чтобы облегчить налоговое бремя. В таком случае тяжёлая работа выпадает на одну фирму, а сбор прибыли на другую.

По словам Валерия Ивановича, зачастую уже при регистрации финансово-надзорные органы видят, что предприятия создаются не для коммерческой деятельности, а для увода денег или каких-либо других незаконных операций, но формально отказать в приёме документов налоговики не могут. В то же время, когда происходит сгорание предприятия, контроллёры появляются тут как тут, раздавая оплеухи добросовестным бизнесменам, которые в качестве контрагентов выбрали фирмы-однодневки, не зная, что они таковыми являются.

- Недавно разговаривал с директором завода, который получил новое оборудование и стал делать фундамент в цехе, - рассказывает Валерий Сергиенко. - Он заключил договор, работы выполнили, деньги получили, а через год на предприятие пришла налоговая служба и заявила, что контрагент, отливший фундамент, не заплатил налоги, поэтому будьте добры, платите за него. Разве это не абсурд? Откуда человек может знать, заплатил его контрагент налоги или нет? Малое предприятие в силу своих финансовых возможностей не способно иметь службу безопасности и не может проверить, тех, с кем заключает договор. Всё это следствие дыр в законе.

Проблему, по мнению экспертов, необходимо решать комплексно - кнутом и пряником. Изменения нужны и в части работы финансово-надзорных органов, которые бы убирали фирмы-однодневки с рынка, и в части ужесточения наказания в отношении недобросовестных предпринимателей, а также по линии льготного режима налогообложения. Сегодня предприниматель ищет всевозможные лазейки, чтобы перейти в ту или иную категорию бизнеса, уплачивающую налоги по минимуму. Но на федеральном уровне уже готовы отказаться от льгот и привести всё к единому знаменателю. Скорее всего, в 2012 году это начнёт происходить и закроет какие-то лазейки. Однако при чрезмерном налогообложении предприниматели начнут регистрировать свой бизнес не в России, а, к примеру, в Казахстане, с которым у нас единое таможенное пространство и где ставки по основным налогам почти в два раза ниже.

Председатель профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства края Варвара Безруких тоже считает, что пока не снизится налоговое бремя на бизнес, бороться с фирмами-однодневками не имеет смысла.

- Предприниматели идут на это не от хорошей жизни, - заявляет Варвара Яковлевна. - Сегодня чтобы что-то заработать, люди поддаются соблазну нарушения закона. Недолго живут те предприятия, где неспособный либо недобросовестный руководитель. Он создаёт предприятие, первые три года надзорные органы не имеют права его контролировать, поэтому бизнесмен, грубо говоря, может плевать в потолок и работать на себя. А когда срок подходит, он делает долги, объявляет себя банкротом, и с него взятки гладки. В отношении таких людей должен быть контроль изнутри, путём коллективного договора и создания профсоюзной организации.

Пока ещё закон не принят, и ему предстоит второе и третье чтение. Вполне возможно, что он будет доработан и все предложения законодатели учтут. Но думается, что это не последняя точка в деле. В России вот уже 15 лет борются с фирмами-однодневками, и скорее всего сразу поднять на рога эти конторы не удастся. Тем не менее, как говорил Остап Бендер, лёд тронулся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА