Новости

Бог в помощь, спортсмен!

Бог в помощь, спортсмен!

Уместно ли такое понятие как «спорт в рясе»? Даже беглый экскурс по Интернету убеждает - да. В Ватикане создана футбольная команда. Американский баптистский священник серьёзно увлечён стендовой стрельбой. Венгерский проповедник читает не только проповеди, но и обучает своих прихожан скейтборду. Есть и российские факты. Белогорские святые отцы, например, объединились в команду яхтсменов и отправились в плавание.

«Стадион» выражает признательность священнику Покровского собора Петру БОЕВУ, согласившемуся расширить эту тему.

- Православная церковь, её отношение к спорту - каково оно?

  • Положительное. Ведь спорт поддерживает человека в нормальном напряжении - физическом и духовном. Тело должно оставаться бодрым, а там, где бодрый настрой, там и бодрый дух. Здоровье духовное и физическое неразрывны. В трудах святых отцов мы часто можем встретить упоминания о сравнении души и тела: тело должно быть бодрым, говорят они, посмотрите на спортсменов, сколько они трудятся над собой, возьмите пример у них, обращаются они к духовным своим чадам.

- Священник-болельщик - такое возможно? Или всё-таки болельщицкие проявления для священнослужителя - это мирское, суетное?

  • Начну с себя. Я люблю спорт, занимался баскетболом, футболом. Нередко смотрю какие-то чемпионаты, футбольные игры. Особенно ключевые, в которых решается что-то рубежное. Но я, надо признать, не болею душой за какую-то из команд, если она проиграет, для меня это вовсе не станет концом света. Я болею за футбол, наслаждаюсь красивой игрой, меня, прежде всего, покоряет искусство человеческого тела, мастерство владения мячом. И душой болею, получается, за обе команды. Пусть выиграет сильнейшая из них, а я оцениваю само состязательное действие, и то, что именуется болельщицким фанатизмом, этого во мне нет.

- Ваших коллег-священнослужителей отличает такое же отношение к оценке спортивных событий, тем более громких?

  • Знаю многих священников, которые следят за какими-либо матчами. Да, им это интересно. Но при этом они не употребляют пиво, как это широко распространено среди трибунных болельщиков, они могут позволить себе разве что чай. Кстати, в свободное время, чтобы поддерживать спортивную форму, священники сами нередко играют в тот же футбол.

- Стало быть, такое понятие, как священник-спортсмен, вполне естественное?

  • Такое очень часто встречается. Как и то, что бывший профессиональный спортсмен становится священнослужителем, конечно же, от своего спортивного прошлого он вовсе при этом не отрекается. В Санкт-Петербурге, например, есть известный священник Александр. В своё время он был игроком, если не путаю, «Зенита» - сейчас считается духовником этой команды.

- История спорта знает примеры ограничений или даже прямых запретов. После революции, например, некоторые виды спорта в советской России оказались в списке «барских», а значит, «не наших». Конный спорт, гольф, даже коньки вернулись лишь спустя время. Есть ли у православной церкви какие-то табу на отдельные виды спортивных состязаний, которых сегодня появляется немало?

  • Ни на один из олимпийских видов спорта не существует никаких запретов. Единственное, это когда какой-либо из видов явно угрожает здоровью, когда поединок рискует закончиться смертельным исходом. Если тяга к продолжению таких единоборств начинает давить на человека, и он продолжает выходить на них, вопреки своему здоровью - телесному, а значит, и духовному, - то здесь очень важно вовремя остановиться. Потому что, если не остановиться, то спорт для этого спортсмена станет идолом, которому он готов принести в жертву самого себя.

  • Помню давний рассказ моего деда: как они пацанами играли на сельской окраине в лапту, как за их игрой азартно наблюдал местный дьяк. Как, не выдержав, попросил биту и настолько мастерски засветил по мячу, что ребятня долго его после этого искала в высокой траве… Выходит, спортивная увлечённость для священнослужителей Руси - дело давнее?

  • Если это не было связано с побиением человека, а с мячом, каким-либо спортивным орудием, такое всегда только приветствовалось. Владение каким-то из спортивных снарядов свидетельствовало только в пользу того, что священник физически развит, что он близок к народу - он такой же человек, как и остальные.

- Монастырский быт, вероятно, тоже подразумевал крепкое, спортивное здоровье монахов?

  • Он действительно был основан на физической работе - тяжёлой, изнурительной, связанной с постоянной заботой о пропитании: заготовка дров, воды, огородные работы. Такие физические занятия, безусловно, укрепляли тело и вовсе не случайно некоторые из иноков обладали просто богатырским здоровьем. Уместно вспомнить, кстати, что Сергий Радонежский, благословляя на битву князя Дмитрия, отправил с ним в поход и двух иноков, Ослябю и Пересвета - богатырей, если хотите, спортсменов-бойцов.

- Практикуются ли занятия спортом, физической культурой в современных духовных семинариях?

  • Когда я учился в Тобольской семинарии, мы еженедельно проводили тренировки по футболу, баскетболу. Занимались в местном медицинском колледже - своего просторного спортзала в семинарии не было. Играли сначала за команду медиков, потом основали собственную. Принимали участие в соревнованиях городского масштаба. Чемпионами не становились, но, готовясь без профессионального тренера, средние места занимали, давали о себе знать соперникам и кое-кого из них могли отодвинуть от призовых мест. А со временем в семинарии, так же как и в любом образовательном учреждении, появился предмет физической культуры.

- Какой-то определённой спортивной зависимостью страдаете?

  • Зависимостей быть вообще не должно. Даже спортивных. Я ценю и шашки, и шахматы. Но больше нравятся те виды спорта, которыми занимался сам. Убеждён, что человек, который никогда не играл в футбол, не поймёт его сути. Да, он может вполне увлечённо просматривать игры, но в чём их специфика, в чём сложность того или иного футбольного финта, ему оценить сложно. Только если ты сам когда-то пробовал проделать это на поле, ты понимаешь, что увиденное действительно выполнено мастерски, только в этом случае ты по-настоящему восхищаешься игрой. Именно поэтому мне нравятся баскетбол и футбол - поскольку сам увлекался. И если появляется возможность, могу вместе с семьёй расположиться у экрана и посмотреть ту или иную игру.

- А воочию? На том же Центральном стадионе на футбольных матчах с красноярским «Енисеем» бываете?

  • К сожалению, ни разу - время не позволяет.

- Но в душе, если честно (избегаю слова «болею»), переживаете за земляков?

  • Конечно, переживаю. За красноярцев, за нашу сборную. Очень хочу, чтобы Россия выиграла, потому что понятно: это - гордость, статус страны. Но в случае неудач никогда не расстраиваюсь капитально. Ведь если человек чего-то не достигает, это всегда означает только одно: надо больше работать над собой, готовиться более серьёзно, постоянно. И даже, достигнув пика, не надо расслабляться. Суметь занять позицию, а потом ещё и зафиксироваться в ней, показать класс - вот это и есть настоящий профессионализм, мастерство.

- Многие футболисты, выходя на поле, крестятся. Делают это и многие боксёры да и спортсмены других спортивных дисциплин. Как расцениваете эти их обращения к Всевышнему за помощью?

  • Когда сам занимался спортом, замечал: если помолишься, у тебя крепнет дух, ты обретаешь спокойствие. И даже если проигрываешь - проигрываешь с достоинством, без ссор. Но если не успел помолиться, всё идёт наспех: тут и травмы, вывихи, разногласия и всё прочее. И я для себя сделал вывод: когда игра начинается достойно - с молитвы, с просьбы о помощи Божьей, нередко выпадает выигрыш, но даже при проигрыше остаётся состояние уравновешенности, а это очень важно для спортсмена.

- Но крест-то спортсмен перед началом матча обязан снять. Не является ли такая молитва молитвой всуе?

  • Нет. Это допустимо. Ведь человек сохраняет своё единство с Богом, в своей молитве, пусть и без креста. Нательный крест - металлическая принадлежность, она действительно способна нанести травму сопернику, и по правилам её необходимо временно снять. Знаю, некоторые спортсмены кладут крест в перчатку или прикрепляют его с обратной стороны майки. Если нельзя, рисуют символ-крест на своей спортивной униформе: он всегда при мне, я от него не отрёкся даже на этот час-полтора. В целом временное отсутствие креста не осуждается: если спортивные правила предписывают снять его, помолись, и твоя молитва не окажется не услышанной. Господь всё видит и всё понимает...

- Не так давно, в сентябре, в городе состоялось открытие отреставрированного студенческого стадиона «Медик». Началось оно с обряда церковного - с освящения. Часто ли красноярским священнослужителям приходится освящать спортивные объекты?

  • Честно скажу, не часто. Это связано, скорее всего, с тем, что у нас нет пока что священника, который был бы в прошлом спортсменом, имел бы широкие связи в этой сфере. В медуниверситете просто есть свой священник, его и пригласили на освящение. Но я уверен, что всё это у нас впереди: открытие новых спортивных объектов, соревнований.

- Как часто Вам приходится видеть в храмах красноярских спортсменов?

  • Приходят некоторые. Перед соревнованиями, просят о молитве, молятся сами. Когда возвращаются, приходят вновь, благодарят, что стали призёрами, завоевали какие-то титулы.

Люди прекрасно понимают, что человеческие силы ограничены. Но если тебе помогает Господь, можно немножко подняться над своей ограниченностью. Подняться не ради себя, дорогого, не ради того, чтобы твоё имя звучало, а ради своей команды, своего города, своей страны.

- Народ наш зело остёр на язык. Как относитесь к такому вот народному афоризму: «Господь наблюдает за тобой: живи так, чтобы ему было интересно»? На мой взгляд, в этом совете больше иронии, чем богохульства. А на Ваш?

  • Такая здравая, я бы сказал, ирония. Когда люди начинают увлекаться чем-то интересным, в том числе и спортом, они, конечно же, и сами становятся интересными. Как священник наблюдаю, что, человек, обретая веру, тоже становится по-настоящему интересным, потому что Господь даёт ему индивидуальность. Обратите внимание, когда люди начинают копировать недостатки других, их можно чётко классифицировать по категориям - матерщинник, курильщик, алкоголик: общество лишается красивых, интересных личностей. Но когда человек приходит в храм, он выставляет себя в полной глубине. И действительно люди должны жить так, чтобы это было интересно, понятно, не Богу, а им самим, чтобы их судьбы не состояли бы только из серых полос. И во многом, повторюсь, именно спорт вливает в людей такой интерес к жизни.

- То есть другими словами, тем, кто увлечён спортом, можно сказать только одно: «Бог в помощь!»?

  • Конечно. Но самое главное, чтобы спорт не становился на место Бога. Не заслонял семью, близких, окружающих. Думаю, что понимание этого у человека всегда должно сыскаться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА