Новости

А работа где?

А работа где?

Дефицит труда при избытке вакансий

На рынке труда Красноярска сложилась парадоксальная ситуация. При обилии вакансий, заявленных работодателями, соискатели считают, что устроиться на работу по нужной специальности и с необходимым материальным доходом в краевом центре практически невозможно.

Тема обеспечения работой желающих трудиться красноярцев вся состоит из сплошных парадоксов. Например, по данным краевой службы занятости, уровень безработицы в Красноярье неминуемо снижается. Но даже из официально зарегистрированных соискателей обеспечить работой возможно только половину. Например, в начале февраля 2011 года на учёте в службе занятости стояло 35,6 тысячи человек, а вакансий в базе данных числилось 16,6 тысячи. С одной стороны, картина безрадостная, а с другой… Данные за неделю со 2-го по 9 февраля 2011 года повергают в ступор: численность безработных граждан увеличилась на 561 человека, а новых вакансий от работодателей появилось 2,5 тысячи. Можно сделать вывод о крайней нестабильности рынка труда в Красноярском крае.

Редакционная почта пестрит сообщениями наших читателей на тему трудоустройства. “После окончания вуза я так и не смогла устроиться по специальности (товаровед), — пишет наша читательница Елена Мыльникова. — Сразу после института ушла в декретный отпуск, а когда ребёнок подрос и пришла пора выходить на работу, меня просто никуда не принимали. Всем требовались молодые, бездетные и с большим опытом за плечами. Обратилась в агентство по трудоустройству, с меня за анкету и поиск места вязли приличную сумму. Но по истечении срока договора работу так и не нашли. Получается — и не трудоустроилась, и деньги потеряла”. “Подскажите, пожалуйста, реально ли устроиться на работу быстро? Ищу работу два месяца, а результатов никаких, — пишет Ирина. — Работодатели, которые приглашают на собеседование, в дальнейшем не перезванивают. А когда звоню сама через некоторое время, они говорят, что вакансия уже закрыта. Уже не знаю, что и делать? Как искать работу?”

Как говорят специалисты агентств и служб, специализирующихся на трудоустройстве граждан, в Красноярске, как и в России в целом, очень сложно найти работу по специальности человеку с высшим образованием. В 2010 году доля безработных с профессиональным образованием зашкалила за 53 процента. Из них обладают высшим образованием почти 16 процентов. Для таковых и вакансий меньше, и спрашивают с них строже. Например, на начало 2011 года из всех вакансий доля рабочих составила 83,8 процента, причем специальной квалификации не требуют около 60 процентов вакансий. Среди самых востребованных в Красноярске фигурируют профессии дворников, уборщиков, сторожей, вахтёров, гардеробщиков, разнорабочих, грузчиков и прочих подсобных рабочих. Такой труд подходит для тех 14—16 процентов, которые вообще не имеют специальности и никогда не работали. Но даже среди желающих трудоустроиться по рабочим профессиям 63 процента хотят найти работу по своей специальности. А 23 процента соискателей претендуют на должность служащих.

По данным Красноярскстата, не все безработные обращаются за помощью в государственную службу занятости. Статистика утверждает, что регистрируется только малая часть соискателей. Остальные пытаются найти работу самостоятельно. Насколько это эффективно? Сложно сказать, однако за последние пять лет очень четко вырисовывается тенденция: скрытая безработица гораздо выше официально объявленной. Из года в год Красноярскстат фиксирует истинное количество безработных — 120—130 тысяч человек, — но на учёте стоит не больше 35—40 тысяч.

— Очень часто люди не хотят искать работу через официальные службы занятости, — рассказывает специалист одного из красноярских кадровых агентств Светлана Лановая. — Считают, что если сам не пошевелишься, то и работы не добудешь.

С одной стороны, с подобным мнением трудно не согласиться, вот только имеется в такой позиции один “скользкий момент”. Дело в том, что самостоятельные поиски идеальной работы могут стать оправданием бездельнику, севшему на шею своим близким. Увы, но такие, “не оцененные миром” личности, не желающие размениваться на неквалифицированный труд, в наше время совсем не редкость. Ведь куда проще пользоваться добротой любящих домочадцев, которые не оставят без куска хлеба и крыши над головой, нежели идти мыть полы, мести двор или разгружать вагоны…

Есть и еще одна больная тема, на которую обращают внимание наши читатели: “Обижает дискриминация по возрастному признаку при устройстве на работу, — пишет красноярка Валентина Петровна. — После 40 найти хорошее место практически невозможно. При собеседовании по телефону работодатель вроде заинтересован в тебе, а когда смотрит на дату рождения в паспорте — в приёме на работу отказывает. Да и на высокооплачиваемые должности охотнее берут мужчин, чем женщин”.

Трудовой кодекс запрещает всяческую дискриминацию при приёме на работу. Но, как говорят специалисты, и здесь существуют некие “тонкие моменты”, которые работают в пользу работодателя. Как говорят в прокуратуре Ленинского района, если работодатель указал в своей заявке в службу занятости характеристики требуемого работника (например, ограничение по возрасту или половому признаку, опыт работы в должности), то и спроса с него никакого не будет. Сами же соискатели редко обращаются к правоохранителям за защитой права на труд. Красноярцы уже привыкли молча сносить отказы в приёме на работу.

Как это ни печально, но среди безработных граждан преобладают женщины. В 2010 году их доля среди соискателей, не нашедших труд по душе, увеличилась и достигла почти 57 процентов от всех безработных. Молодёжь в возрасте от 16 до 29 лет на втором месте — доля в общем количестве неработающих более 30 процентов. Люди предпенсионного возраста — более семи процентов от общего числа. Немалую часть занимают и инвалиды: 6,8 процента от всех граждан, стоящих на учёте в службе занятости.

Впрочем, есть и иное мнение, о том, что классный специалист востребован всегда. И ни пол, ни возраст, ни какие-то физические недостатки не смогут повлиять на его карьеру. “В моей фирме работает главным бухгалтером женщина пенсионного возраста, — говорит предприниматель Владимир Никишин. — И я ни разу не пожалел о том, что принял её на работу. Опыт, которым она обладает, просто незаменим”.

Но обратимся еще раз к статистике. По данным Красноярскстата горожанам сегодня легче найти работу, чем сельчанам (хотя сельские рабочие профессии в Красноярском крае побили все рейтинги востребованности). На начало 2011 года на селе проживало почти 40 процентов всех безработных Красноярского края. По сравнению с началом года удельный вес сельских жителей в числе безработных увеличился, но численность их сократилась. Как говорят специалисты службы занятости, не только горожане, но и сами сельчане не желают официально трудиться в деревне. Условия не те, да и зарплата оставляет желать лучшего. Все хотят трудиться в теплом офисе, вот только неясно, кто тогда будет кормить армию клерков и чиновников…

Как говорит статистика, с проблемой трудоустройства рано или поздно сталкивается каждый человек. О проблемах поиска работы по душе, а также о развитии рынка вакансий в Красноярске мы расскажем в нашем спецпроекте “Народная трибуна”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА