Новости

Механик в тепле - и пассажиру лучше

Механик в тепле - и пассажиру лучше

В муниципальных автопарках нашли средство от мороза

Для красноярцев, не обременённых личными авто, исправность общественного транспорта зимой становится одной из самых актуальных тем. Горожане ещё помнят те недалекие времена, когда с первым резким понижением температуры на линию не выходила большая часть подвижного состава автопредприятий краевого центра. Людям приходилось штурмом брать те редкие автобусы, которые всё-таки сумели преодолеть кризисное время начала зимних морозов.

Погода нынче радует красноярцев. Хоть и идёт снежок, но наледь на мостовой не образуется, а это значит, что и пробок особых в городе не будет, и автобусы будут ходить по расписанию. Впрочем, транспортники учатся на прошлых ошибках, а потому заблаговременно готовятся ко всем неожиданностям сибирской зимы.

В первые морозные дни представители департамента транспорта администрации Красноярска решили лично удостовериться в том, что перевозчики подготовились к работе в холода, и отправились в муниципальное предприятие «КПАТП-5».

Сразу заметим: подготовить подвижной состав к зиме - дело самого хозяйствующего субъекта. И если муниципальные предприятия всё же проверяются специалистами администрации, то частники, которые сегодня осуществляют 70 процентов всех перевозок в Красноярске, самостоятельно принимают решение о переобувке и сезонном техобслуживании автобусов. Впрочем, сделать всё, чтобы машины были готовы к холодам, в их же интересах, замечают в департаменте транспорта. Ведь если автобус встанет из-за плохой технической подготовки, собственник сорвёт перевозки пассажиров, определённые договором, и понесёт убытки.

- К сожалению, некоторые частники не имеют собственной производственной базы, снимают её в аренду или содержат автобусы на улице, - говорит заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска Анатолий Зуев. - Можно понять, к чему это ведёт. Люди должны ремонтировать автобусы в нормальных условиях - оборудованных боксах с вентиляцией и отоплением, где можно обеспечить качество и культуру производства. Мы заинтересованы в том, чтобы частники не только приобретали новый подвижной состав, но и смотрели на бизнес перевозок значительно шире.

Пока департамент транспорта не может влиять на данную ситуацию. Но скоро всё должно измениться. Разрабатывается конкурсная система отбора перевозчиков, и одним из критериев станут условия содержания подвижного состава того или иного претендента на маршрут. Если перевозчик будет иметь не только новые автобусы, которые соответствуют экологическим требованиям, но и гаражи для них, а также необходимое оборудование, специалистов - приоритет будет отдан ему.

Сейчас сотрудники администрации города контролируют подготовку только муниципальных предприятий. В городе работает четыре автобусных парка и одно предприятие электротранспорта. Анатолий Зуев отмечает, что практически все МП к холодам готовы, подготовка к зимнему сезону здесь ведётся с применением новых технологий. Например, в КПАТП-5 долго бились над решением проблемы замерзания конденсата в пневматической и топливной системах автобусов. Именно из-за этого в первые морозы на линию не выходило много машин. Во время перепада температур влага накапливаясь, замерзает и парализует транспорт.

- Этим страдают все марки автобусов, - рассказывает начальник авторемонтных мастерских КПАТП-5 Станислав Шальмин. - У нас заранее проверяется подвижной состав. Если есть конденсат, проводится профилактика осушителя воздуха, топливной аппаратуры, аккумуляторных батарей.

Как говорит Станислав Шальмин, этим подготовка автобусов к зиме не ограничивается. Конечно, утепляется салон транспортного средства. На одних марках устанавливаются специальные уплотнители на двери, на других - салоны оборудуются дополнительными печками. Но главное, пожалуй, в подготовке транспорта к зиме - это сезонное техобслуживание. Специалисты перечисляют: необходимо особо проверить элементы безопасности - пневмосистему, антиблокировочную систему тормозов и противобуксовочную систему, состояние рулевого управления, элементы, влияющие на обзорность с места водителя. Безопасность пассажиров на зимней дороге напрямую зависит от качественной работы этих узлов.

- Все операции сезонного обслуживания прописаны в руководстве по эксплуатации автобусов, - замечает Станислав Шальмин. - Но мы по опыту прошлых лет вводим дополнительные работы. Например, самостоятельно нашли оптимальный вариант жидкостей, позволяющих не замерзать конденсату.

Как считают специалисты автопредприятия, мало подготовить машину к зиме, необходимо, чтобы и водитель был подкован к работе в особых условиях. Поэтому без инструктажа шофер за баранку не сядет. Ведь водитель автобуса отвечает на дороге не только за себя, но и за жизнь сотни пассажиров.

В муниципальном предприятии КПАТП-5 разработали специальную обучающую программу, которая позволяет водителям быстро и доступно осваивать материал. Рассчитана она на неделю инструктажа. Как говорит заместитель директора КПАТП-5 по безопасности дорожного движения и охране труда Валерий Краевский, обучение происходит в межсменный период, но водители понимают всю важность мероприятия.

- Подготовка включает в себя видеоматериалы, таблицы, диаграммы - всё, что нужно водителю для работы в зимних условиях, - поясняет Валерий Краевский. - Как показала практика, слуховое восприятие материала водителями составляет 10-15 процентов, видеоматериала - до 50 процентов, а сочетание фото- и видеоматериала с комментариями даёт 75 процентов усваиваемости материала.

Именно такой вариант и применяют в КПАТП-5. Для начала показывают фильм, во время которого происходит разбор дорожных ситуаций, которые могут случиться и в реальных условиях их движения, рассказывают, как заставить работать все системы автобуса без сбоев и при этом сэкономить топливо. Станислав Шальмин выявил интересную закономерность: водители не знают, как правильно работать на новых автобусах, оборудованных электроникой, и из-за этого у них происходит перерасход топлива. Начальник авторемонтных мастерских изучил вопрос досконально и теперь объясняет, с какой интенсивностью нужно пользоваться тормозной педалью и педалью газа, как эффективно осуществлять движение в пробках, чтобы топливо не улетало на ветер.

Как говорит Анатолий Зуев, КПАТП-5 не показательное предприятие. И здесь есть свои недостатки, но муниципальное предприятие движется по пути преобразований. Заботится и о пассажире, и о работниках автопарка.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА