Новости

Владимир Чащин: «Мы должны служить красноярцам»

Владимир Чащин: «Мы должны служить красноярцам»

Он руководит уже четвёртым составом городского Совета депутатов. Новый для современного Красноярска орган муниципального управления, появившийся в 1996 году, бессменно возглавляет Владимир Чащин. Со свойственными ему спокойствием и мудростью он решает противоречия, которые в многопартийном и многосоставном депутатском корпусе возникают неизбежно.

- Владимир Фёдорович, 15 лет - повод для празднования?

- Безусловно, это не праздник, но это повод подвести итоги работы за прошедшие годы. Должен сказать, что весь этот период наш городской Совет является одним из лучших в России - с точки зрения правотворческой деятельности, организации работы с избирателями.

Мы практически одними из первых с самого начала избирали городской Совет и по одномандатным округам, и по партийным спискам, приняв мажоритарно-пропорциональную систему. Сейчас такая система стала обязательной для всей страны. Значит, тогда, 15 лет назад, мы правильно выбрали избирательную систему. Именно она наиболее полно отражает демократический процесс формирования местных органов власти.

Все эти годы городской Совет разделял ответственность за принятые решения с исполнительной властью. Мы никогда не пытались и не пытаемся показать, что если решение предложила администрация, то она и виновата. Это показатель зрелости депутатского корпуса, и такая позиция отличала все четыре его состава. Есть в нашей стране регионы, где глава муниципалитета и представительный орган находятся в конфронтации, начинают воевать, что блокирует нормальную работу, не идёт на пользу населению. Конечно, принципиальные позиции необходимо отстаивать и представительной, и исполнительной власти. Но в этой борьбе стоит руководствоваться прежде всего здравым смыслом, а не амбициями.

В Красноярске между двумя ветвями власти сложились сбалансированные, уважительные отношения. Я считаю, что это во многом зависит от позиции главы города Петра Ивановича Пимашкова. Из-за отсутствия противостояния были даже попытки назвать Красноярский городской Совет карманным. Но шло это не от населения, а от отдельных избирательных объединений, которым надо было доказывать свою боевитость, на чём-то пиариться. Для меня гораздо важнее оценка избирателей. Когда они доверяют своему депутату два, три, четыре раза подряд - это настоящий показатель эффективности.

- Партийная полемика помогает выработать оптимальное решение или мешает?

- Она должна быть. Без этого любая парламентская деятельность становится мёртвой. Если есть другой взгляд, он не обязательно неверный. Надо к этому присмотреться, может, в нём действительно есть рациональное зерно. Нельзя отвергать идеи по партийному принципу, рассматривать их стоит только с одной позиции - целесообразности и разумности.

Если не будет полемики, не будет жёсткого отстаивания каких-то принципов, представительный орган перестанет выполнять свою главную функцию - быть отражением настроений всех групп избирателей. А это не может способствовать улучшению социально-экономической ситуации в городе.

- За эти годы городской Совет стал профессиональным органом или ещё многому депутатам нужно учиться?

- Городской Совет - это самостоятельный орган местного самоуправления. Он состоялся, и с этим, наверное, никто спорить не будет. На всех этапах у нас не было каких-то внутренних кризисов. Вовремя созываются очередные и внеочередные сессии, работают постоянные комиссии, ведётся депутатская деятельность в округах, выстроена система информирования населения о принимаемых решениях.

Стал ли городской Совет профессиональным? Я считаю, что стал. Наш основной продукт - это правовые акты, решения и постановления городского Совета. Качество их подготовки - и есть показатель профессионализма. На сегодня у нас нет случаев, чтобы решения городского Совета отменялись судом, а значит, они подготовлены на должном уровне. Есть обращения граждан, юридических лиц, предпринимателей, не согласных с тем или иным решением, попытки их обжаловать. Это нормальная практика, которая говорит о том, что мы находимся в правовом поле.

Ещё один показатель качества принимаемых решений - у нас есть документы, которые приняты и действуют с 1997 года. Безусловно, туда вносятся изменения и дополнения, но базовые положения остаются. А корректировку под изменившиеся законодательные условия на федеральном или региональном уровне всегда легче делать, чем начинать с нуля.

К сожалению, законодательство на государственном уровне у нас действительно быстро меняется. Только начинаем привыкать к одним условиям, как через короткий промежуток времени происходят изменения законодательства, что дезориентирует людей, мешает им почувствовать себя в условиях стабильности. Та же пресловутая монетизация льгот нанесла удар по старшему поколению, а власти на всех уровнях должны очень бережно относиться к социальному самочувствию граждан. Здесь вертикаль должна выдерживаться.

- Правильным ли вообще было решение уйти от прямой вертикали и солидарной ответственности всех уровней единой государственной власти?

- Россия присоединилась к Европейской хартии о местном самоуправлении, где провозглашено, что местное самоуправление самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы городской жизни. Так по определению должно быть, а выстраивание жёсткой вертикали является признаком авторитарного государства.

Хотя в новой для России структуре власти есть вопросы незавершённые, оставшиеся в подвешенном состоянии. Когда реформа местного самоуправления затевалась, в её основу закладывалась идея о самостоятельном функционировании местного самоуправления, обеспеченного финансовыми ресурсами. Этого в то время до конца не сделали, вопрос возникает и возникает. Сейчас президент и премьер вновь говорят, что нужно передавать на местный уровень обязательства, подкреплённые финансово. В этом направлении работают сразу две группы под руководством Дмитрия Козака и Александра Хлопонина. Шестого декабря на встрече с руководителями региональных общественных приёмных председателя парии «Единой России», где я присутствовал, Владимир Владимирович Путин сказал, что решения по этому вопросу будут приняты уже в ближайшее время. Будем надеяться, что в результате муниципалитеты действительно получат под свои полномочия финансы и ресурсы. Что, безусловно, будет стимулировать экономику городов.

- На Ваш взгляд, без каких качеств нельзя быть депутатом?

- Первое качество - это человечность. Мы соприкасаемся с жителями города каждый день. И если ты не замечаешь, какие проблемы есть сегодня у избирателей, если проявляешь чёрствость и равнодушие - тебе точно не надо быть депутатом. Депутат должен уметь общаться с людьми, выслушивать каждого и находить возможность помочь.

- Какое решение городского Совета за эти годы было самым важным? Можно ли выделить такое?

- В своей основе решения городского Совета - это правовые документы, которые распределяют бюджетные средства. И они все важны. Но я бы отметил решение городского Совета № 1, которое было принято в 1997 году. В тот период становления нового городского органа власти требовалось очень много времени, чтобы депутаты пришли к согласию по тому или другому вопросу. Многие документы рассматривались по нескольку месяцев. А это решение было принято практически единогласно - оно касалось молодёжной политики в Красноярске. Тогда ведь советская система работы с молодёжью была разрушена, новую приходилось создавать с нуля. Красноярск пошёл по пути организации молодёжных центров, куда может прийти любой и в любое время. Сейчас в Красноярске 11 таких молодёжных центров, территориально они охватывают весь город. И многие их идеи стали брендами Красноярска. В рабочем Ленинском районе, например, молодёжный центр помогает пенсионерам осваивать компьютер. Уже больше тысячи пожилых прошли обучение у молодёжи.

В Красноярске проходит общегородской Молодёжный форум, где презентуются лучшие проекты. Ежегодно проводится конкурс на лучшую молодёжную политику между предприятиями. Общегородским движением стали трудовые отряды главы города.

- Владимир Фёдорович, вокруг какого решения за эти годы разгорались самые жаркие споры?

- Очень сложным, тяжёлым, в том числе и для меня лично, было решение о переходе на 90-процентный уровень оплаты за услуги ЖКХ. Были найдены механизмы смягчения такого резкого повышения - на краевом уровне была разработана плавающая сетка оплаты в зависимости от дохода - такой больше нет нигде в стране. Мы в рамках городской целевой программы предусмотрели материальную помощь на оплату услуг ЖКХ для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Кстати, проблема по ценам и качеству услуг ЖКХ и сегодня не снята. У нас снова появились монополисты на рынке, которые диктуют условия, а так быть не должно.

- Вы рассказали про первое решение городского Совета. А помните ли Вы первое личное обращение к Вам, как к депутату? Легко ли было добиться решения проблемы?

- Я начал свою избирательную кампанию по выборам в городской Совет первого созыва со встреч по месту жительства. Приезжал во двор, люди выходили на встречу подъездами и целыми домами. Они почувствовали, что с ними готовы общаться напрямую, а не с экрана телевизора. Одна из таких встреч была в посёлке Фестивальный. Это Причал, окраина Ленинского района. Можно сказать, глухая окраина - частный сектор в окружении разваливающихся предприятий. И жители говорили: кинотеатра у нас по близости нет, детских клубов нет. Есть только школа и жилые дома. Их первым пожеланием было помещение под детский клуб. Мы его нашли, с помощью спонсоров отремонтировали. И уже 11-й год муниципальный клуб «Факел» действует. А рядом с ним по наказам избирателей на месте городской свалки появился сквер «Одесский». Я постоянно слежу за судьбой этих объектов.

- Владимир Фёдорович, Вы чувствуете себя одним из 35 депутатов, имеющим равные со всеми права, или председатель - это больше, чем один из депутатов?

- Я бы сказал, первый среди равных. Для меня избрание председателем городского Совета - это огромное доверие, и я этим доверием дорожу. Одна из главных моих задач как председателя - обеспечить стабильную работу депутатского корпуса. Я обязан проявлять выдержку и, с другой стороны, характер, чтобы дискуссии не перешли в конфронтацию. У меня есть твёрдое правило: как для председателя для меня не существует приоритетов для той или иной фракции, каждый депутат имеет равные права и обязанности. Моя задача как председателя - контактировать со всеми и найти общее оптимальное решение.

- Если посмотреть вперёд, какие задачи Вы считаете самыми важными для сегодняшнего состава городского Совета?

- Стратегическую задачу для нас определила Программа социально-экономического развития до 2020 года. Мы её приняли в октябре нынешнего года. Теперь наша задача - обеспечить реализацию этой программы, все положения которой направлены на улучшение жизни в городе. Депутаты - это представители населения, облечённые доверием избирателей. Мы обязаны оправдывать ожидания людей, служить интересам жителей Красноярска.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА