Новости

Платёжка в Интернете

Платёжка в Интернете

На смену почтовому ящику придёт электронный

Квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг совсем скоро кардинально поменяют свой вид. Минрегион разработал и утвердил примерную форму новой платёжки. Этот документ необязателен, но рекомендован для использования управляющими организациями во всех регионах страны.

Специалисты говорят: изменение квитанции за услуги ЖКХ - требование времени. С ноября вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые правительством в мае. И старая платёжка за жилищные и коммунальные услуги просто-напросто не отвечает требованиям нового закона.

Принципиальное новшество - теперь платёж за каждый ресурс (будь то тепло, свет, газ, горячее или холодное водоснабжение), если можно так сказать, разделён на две составляющие - индивидуальное потребление (расчёт идёт по внутриквартирным приборам учёта или нормативам потребления) и общедомовые нужды (по общедомовым счётчикам). «До сих пор цифра была единой, и понять, как перераспределяется между жильцами плата, например, за освещение и обогрев подъездов, было очень сложно», - говорят в минрегионразвитии.

Несомненный плюс новой квитанции - её информативность. Ведь на платёжке управляющая компания или ТСЖ должны будут разместить сведения, которые раньше для собственников жилых помещений были окутаны тайной. В частности, нормативы потребления по каждому виду коммунальных услуг. Таким образом, чтобы проверить правильность начисленной квартплаты, не нужно будет выискивать эти данные, перерывая горы документов. Также управляющая организация ежемесячно будет обнародовать показания общедомовых приборов учёта. Сегодня это делают лишь немногие добросовестные управдомы.

Для должников весьма полезной станет возможность внесения квартплаты в рассрочку. Соответствующая строка есть в новой квитанции за услуги ЖКХ. В том случае, если стоимость какой-либо услуги будет перерасчитана (такое часто случается в конце года, причём процесс этот не всегда проходит без нарушений), жилищники должны будут объяснить причину, заполнив графу «Основания перерасчётов».

Платёж за каждый ресурс (тепло, свет, газ, горячая и холодная вода) разделён на две составляющие - индивидуальное потребление и общедомовые нужды.

Квитанция также содержит подробные данные об организации, управляющей домом, вплоть до адреса сайта в Интернете.

Эксперты убеждены, новый финансовый документ более информативен и прозрачен, с его введением жильцам станет легче контролировать управляющих их домами.

Кстати, останавливаться на достигнутом законодатели не собираются. Сотрудники Минрегиона пророчат, что совсем скоро жилищники перестанут кидать квитанции в почтовые ящики, а по желанию собственников будут направлять им документ по электронной почте.

Простые жители энтузиазм чиновников не разделяют. И яблоко раздора - разделение платежей за свет, воду и отопление на индивидуальную и общедомовую составляющую. «Нововведения - это, конечно, хорошо, - пишет в редакцию «Городских новостей» жительница дома № 9 по улице Киренского Людмила Пивкина. - Но кто бы нам разъяснил новые правила предоставления коммунальных услуг. Если раньше мы платили за воду исключительно по показаниям счётчиков, то теперь платёж раздвоился на индивидуальное потребление и общедомовые нужды. Если с первым всё понятно. То второе новшество вызывает вопросы. Что входит в так называемые «общедомовые нужды». Специалисты управляющей компании не смогли дать мне точного ответа. По их словам, сюда входит, первое, промывка батарей по окончании отопительного сезона. Второе, спуск воды из стояка, если кто-то из жильцов решил вдруг сделать ремонт. И, третье, если квартиры, не оборудованные счётчиками, допустят перерасход, то его разбросают на всех собственников. Меня интересует, насколько это законно».

Действительно, новые правила предоставления коммунальных услуг гласят: «Плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потреблённые в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потреблённые на общедомовые нужды». Скажем более, оплачивают ресурсы, поступившие на общедомовые нужды, все собственники помещений в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учёта. Расчёт платы осуществляется пропорционально площади занимаемых помещений и выделяется в платёжном документе отдельной строкой.

«Подлежащий оплате объём коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учёта - как разница между его показаниями и суммой объёмов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учёта - по установленным нормативам на общедомовые нужды», - говорится в официальном документе Минрегиона. Кстати, нормативы, на которые идёт ссылка в документе министерства, должны установить региональные власти.

Общедомовые нужды - это освещение мест общего пользования, работа домофона, лифта, отопление подъезда, расход воды на мытьё лестничных клеток, полив газонов и так далее. Собственно говоря, это строка вызывает вопросы не только у горожан, но и экспертов. Если показания общедомового счётчика электроэнергии или воды больше, чем оплатили жильцы по своим индивидуальным счётчикам, то недостающую сумму раскинут на всех. Таким образом, заниженные или неточные показатели индивидуальных счётчиков одного жильца будут оплачивать все его соседи.

Специалист Минрегиона не просчитали много нюансов, которые потенциально могут стать причиной коммунальных войн между соседями, а также разборок жильцов с управляющими компаниями. Например, просто невозможно разделить, сколько тепла ушло на подогрев воды для горячего водоснабжения, а сколько в батареи для отопления, которые установлены в квартире и подъезде. В домах, где часть тепла идёт по вентиляции, возникнут дополнительные сложности. Жильцы ставят тепловые счётчики только на батареи, и взять с них плату за вентиляционное отопление не получится.

В министерстве ЖКХ Красноярского края «Городским новостям» пояснили, что, прежде чем перейти на новые квитанции оплаты жилищно-коммунальных услуг, необходимо решить ряд вопросов. В частности, для работы по новым платёжкам управляющим компаниям придётся перенастроить используемое программное обеспечение, а возможно, и установить новый программный продукт. Наличие в примерной форме квитанции данных по льготам и субсидиям потребует организовать взаимодействие жилищников и органов социальной защиты населения.

- Для решения вопросов, возникающих в процессе внедрения документа, министерство жилищно-коммунального хозяйства края проведёт серию круглых столов и обучающих семинаров, - отмечают специалисты краевого министерства. - Возможно, внесение уточняющих корректировок в примерную форму платёжки с учётом краевых особенностей. Новая форма платёжного документа вступит в силу только после того, как будут введены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Принятие нормативных актов на федеральном и краевом уровнях, внесение изменений в программное обеспечение, переобучение сотрудников потребуют значительного времени, так что реально платить за услуги ЖКХ по-новому жители края будут не раньше осени 2012 года.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА