Новости

Владимир Щербенин: «От рейдеров никуда не деться»

Владимир Щербенин: «От рейдеров никуда не деться»

Сфера государственного и муниципального заказа находится в непрестанном движении: совершенствование законодательства идёт постоянно. У заместителя главы города - руководителя департамента муниципального заказа Владимира Щербенина своё профессиональное отношение к этому процессу - процедура проведения торгов ещё далека от идеала, поэтому 94-ФЗ претерпит ещё не одну редакцию.

- Владимир Фёдорович, с января 2011 года вся Россия перешла на интернет-площадки. Насколько сложным оказался этот переход?

  • Скажем сразу, электронные торги для нас не новы. Муниципалитет включился в эту работу ещё в 2008 году. Мы готовили электронные торги по тем формулам и в соответствии с теми законодательными актами, которые в то время действовали. Это были очень упрощённые процедуры. Таких торгов мы провели более трёхсот, почти половину из них в 2010-м. Безусловно, это был очень либеральный формат. Ведь процедуры тогда не были столь жёстко регламентированы, как сегодня с введением новых законодательных норм.

- Повсеместное внедрение электронных торгов оправдало себя?

  • Конечно. Наш департамент в этом году провёл открытые аукционы на интернет-площадках на сумму 3,8 миллиарда рублей. Состоялись полторы тысячи электронных торгов. При всех положительных моментах такой формы, например, кратном уменьшении возможности проводить «договорные» торги, при увеличении скорости размещения заказа, общедоступности, выявились и минусы. Сравнительный анализ «молоточных» и электронных торгов показал, что, к примеру, сумма полученной экономии на одну закупку в 2011 году ниже на 164 тысяч рублей. Также мы констатируем, что возросло количество несостоявшихся торгов, снизилась конкурентность - количество поданных заявок на одну закупку уменьшилось с восьми до трёх.

- Самым громким делом о госзакупках стала в своё время история с поставками медицинского оборудования в региональные учреждения здравоохранения. По поручению президента было проведено большое прокурорское расследование. Как эти случаи повлияли на систему государственного и муниципального заказа?

  • Чтобы усовершенствовать процедуру закупок, сразу два ведомства занялись разработкой новых норм. Так, Минрегион подготовил проект закона «О федеральной контрактной системе», а Федеральная антимонопольная служба предложила принять ряд изменений в 94-ФЗ. Оба документа активно обсуждались широкой общественностью и профессиональным сообществом. Компромисс найден. И, как мне известно, проект нового федерального закона был внесён в Государственную думу. Мы надеялись, что документ будет рассмотрен и принят уже в этом году. Но теперь это уже задача новой думы.

В электронных торгах между заказчиком или уполномоченным органом, с одной стороны, и подрядчиком, с другой стороны, связующее звено - машина, которая полностью контролирует ход торгов и соблюдение регламента.

- Вас устраивает этот проект?

  • У нас, организаторов торгов, к этому документу множество вопросов. Приходится констатировать, что в большинстве своём как все сильные, так и слабые стороны 94-ФЗ так или иначе перекочевали в новый закон. Но есть и ряд принципиальных отличий. Так, огромное внимание уделено планированию и общественному контролю. Предлагается помимо электронных активно использовать всевозможные виды торгов. Существует восемь видов, но реально применяются только четыре. С одной стороны, новый закон может стать более либеральным, а с другой - проект предполагает большую ответственность, вплоть до уголовной. Впрочем, я уверен, что этот документ однозначно ещё претерпит изменения, и обсуждать его в сегодняшнем варианте нет смысла, нужно подождать, когда появится окончательный вариант…

В тактическом же плане изменения в процедуре торгов происходят регулярно. Так, два нововведения, принятых в этом году, вступят в силу уже с 1 января. Согласно первому каждый заказчик, будь то школа или администрация города, должен будет размещать план закупок. Это позволит предпринимателям сориентироваться, когда и что будет пользоваться спросом. А я, как организатор, смогу построить планомерную работу в течение года. А то сегодня количество торгов растёт в геометрической прогрессии к концу года. В итоге пик работы приходится на четвёртый квартал. И второе изменение. Принято решение, что минимальная сумма размещения заказа без торгов, которая для всех сейчас составляет 100 тысяч рублей, для библиотек и клубных учреждений будет равна - 400 тысячам.

Однако по этим правилам мы начнём жить в году грядущем, а сейчас решаем текущие проблемы. Надо нормально начать 2012 год. Мы уже купили ГСМ, сейчас будем размещать заказ на приобретение продуктов питания для школьников, чтобы, когда начнётся третья учебная четверть, дети были обеспечены обедами.

- А как обстоят дела с недобросовестными участниками торгов?

  • Рейдеры остались. Их задача - получить деньги. Компании открыто делают свои заявки, зачастую даже не маскируются. Сами они построить или поставить в муниципальные учреждения ничего не могут и не собираются. Но по закону мы не можем им отказать в участии в торгах. Конечно, при электронных торгах количество рейдеров уменьшилось, а вот когда аукционы проходили «вручную», такие участники выходили на личные контакты. Пока закон не знает, как бороться с этим явлением.

Бюджет конкурсных процедур

2010 год - 5 286 млн рублей

2011 год - 7 710 млн рублей

Количество проведённых торгов

2010 год - 2401

2011 год - 4051

Экономия бюджетных средств за счёт проведения торгов

2010 год - 518 миллионов рублей

2011год - 640 миллионов рублей

- А как же практика составления так называемых чёрных списков?

  • Составить можно какой угодно список, но законных последствий он иметь не будет. Мы знаем ряд компаний, у которых за душой ничего. Но они идут на торги и говорят, что, мол, победим и пригласим для выполнения работ лучших специалистов. Конечно, не все такие компании участвуют в торгах, чтобы выиграть, а потом перепоручить работы, кто-то действительно пытается встать на ноги и развить бизнес. Процесс этот неуправляемый. Мы его не видим, но догадываемся. Официально ведётся список недобросовестных поставщиков. Все участники торгов проверяются. Но проверяются они не по названию, сегодня ты допустим, ООО «Ресурс», а завтра уже ООО «Ресурс +», а по ИНН. По моим наблюдениям, в Красноярске появилась большая группа средних компаний, которые за два-три года накопили свой ресурс - административный, юридический, финансовый. Эти фирмы уже готовы брать крупные контракты - на сумму более 100 миллионов рублей. Однако на крупные проекты администрации, такие как строительство новых детских садов, кроме очевидных лидеров рынка заявляются и никому не известные компании. И к ним есть вопросы: смогут ли потянуть, уложатся ли в срок?

- И как решать проблему рейдерства?

  • Сейчас идёт процесс становления рынка торгов, и от рейдеров никуда не деться. Как говорится, лес рубят - щепки летят. Эта проблема характерна не только для России, но и для многих стран мира. Вопрос в другом - насколько цивилизованно всё проходит. Сейчас нельзя сказать, что в Красноярске таких фирм стало меньше, но они все вычислены. И применить к ним никакие санкции нельзя. Но справедливости ради стоит сказать, что многие из них достигли определённого качественного уровня выполнения услуг.

- А насколько остро стоит проблема квалификации участников торгов?

  • Такая проблема есть. Но для торгов до 50 миллионов рублей электронная квалификация не предусмотрена законом. Если заказ свыше 50 миллионов, то организатор может запросить у участника торгов материалы, подтверждающие квалификацию за последние пять лет. Законопроект о контрактной системе предполагает, что на крупные торги заказчик вправе выдвигать требования по квалификации, к примеру, обязательное наличие производственной базы.

- В начале нашей беседы Вы говорили, что активность участников с введением электронных торгов уменьшилась. Хорошо это или плохо?

  • Это нормально. Конкуренция даже из двух участников может быть. Даже одна заявка - это не провал. Закон разрешает отдать заказ единственному участнику.

- А что делать, когда участников нет вообще?

  • Для начала замечу, что такое бывает очень редко. Но в этом случае формула проста: если торгов нет, можно взять любого согласного участника, пойти в краевое агентство по контролю за госзаказами и получить согласие на единственного поставщика. Так многие и делают. Закон позволяет заказчику в данном случае самому выбрать исполнителя услуг.

- Владимир Фёдорович, электронные торги внесли свою лепту в Аборьбе с человеческим фактором?

  • Безусловно. Ведь теперь между заказчиком или уполномоченным органом, с одной стороны, и подрядчиком, с другой, связующим звеном станет машина, которая полностью контролирует ход торгов и соблюдение регламента. Если регламент нарушает заказчик, то торги тут же прекращаются и, говоря профессиональным языком, падают в архив, откуда информацию по ним получить назад невозможно. Электронная форма - это анонимность. На этапе проведения этих процедур сговор между участниками невозможен. Поэтому я лично, как один из организаторов электронных торгов в Красноярске, всячески приветствую дальнейшее развитие этой формы.

Вообще же, говоря о бесчисленных нововведениях, хотелось бы, чтобы процесс освоения новых механизмов прошёл наименее болезненно. С электронными торгами в стране связывают большие надежды. Ведь это совершенствование закона № 94-ФЗ, который является одним из краеугольных камней антикоррупционной стратегии. И практика показывает, что несмотря на многие издержки, отношение к государственным и муниципальным контрактам меняется в сторону роста ответственности всех, кто занят в этом сложном процессе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА