Новости

Воспитать петлей на шее

Воспитать петлей на шее

Чтобы наказание не стало преступлением

Ремень по-прежнему остаётся неотъемлемым педагогическим атрибутом большинства российских семей. По некоторым данным, 73 процента сограждан считает, что применение физического воздействия на детей вполне допустимо, правда, только в случае серьёзных проступков, или когда другие приёмы не действуют.

В достоверности результатов опроса едва ли стоит сомневаться, ведь в России наказывать отпрысков битьём считалось нормальным во все времена. В качестве иллюстрации - воспоминания реальных людей.

- Мама часто лупила меня ремнем, - с улыбкой вспоминает 35-летняя Анастастия. - Я была капризной, непослушной. Когда в 10 лет это случилось впервые, испытала настоящий шок - настолько было больно. Орала как резаная, несколько дней не могла сидеть.

Пока Насте не исполнилось 14 лет, её секли ремнём ещё четыре раза. Каждый удар врезался в память, наказание было ничуть не менее болезненным, чем в первый раз.

- Я рос очень любопытным и непослушным, - рассказывает 40-летний бизнесмен, не пожелавший назвать своё имя. - В девять лет разбил дорогую маминому сердцу вазу, - мне строго-настрого запрещали её брать. Отец в гневе схватил ремень с тяжёлой пряжкой и отхлестал меня, чтобы неповадно было.

Мужчина говорит, что порка возымела действие всего на месяц: «В следующий раз утащил батин офицерский бинокль и выменял на него пять упаковок клубничной жевачки. Опять получил, ревел аж до икоты».

Подобные историй из своей личной жизни или из жизни знакомых может вспомнить, наверное, каждый.

Примечательно, что большинство вчерашних воспитуемых на родителей обиды не таят, считают, что благодаря ремню они выросли людьми и, не особо задумываясь, претворяют в жизнь те же принципы, выращивая своих «цветов жизни».

При этом сегодня в стране отчетливо прослеживаются тенденции к повышению уровня агрессии, в том числе и в семьях: матери и отцы калечат собственных детей, продают и развращают.

На этом фоне метод воспитания битьём не кажется таким уж безобидным. Возможно, перешагнуть невидимую грань между наказанием и насилием легче, чем кажется? Ведь если в недавнем прошлом чудовищные родительские преступления происходили в основном в маргинальной среде, сегодня они не редкость и для вполне благополучных семей. Отдельные случаи изумляют бессмысленной жестокостью. Восьмилетний мальчик из Челябинска украл у своего дедушки 15 тысяч рублей. Часть потратил на мелкий фаст-фуд, часть спрятал в тайнике, откуда деньги вытащили приятели пацана. Узнав о проступке, мать решила наказать мальчика. Через повешенье. Она сунула голову сына в петлю и выбила из-под ног табурет - минуту ребёнок, хрипя, болтался на верёвке, потом мама вернула опору и молча вышла из комнаты. Инцидент получил огласку, женщину задержали и будут судить, сына отправили в интернат. Но ясно, что показательная история может иметь ряд далеко идущих последствий, и не только для её участников.

Чем обернутся 60 секунд в удавке для психики парнишки в будущем?

Согласно зарубежным исследованиям, 98 процентов преступников, осуждённых за насильственные преступления, сами подвергались в детстве насилию со стороны взрослых. Специалисты считают, что, если не реабилитировать ребёнка, сработает принцип вампира, знакомый всем по фильмам жанра хорорр (укушенный вурдалаком начинает жаждать крови и несёт кровопийский вирус в массы), то есть выросший парень начнет выплёскивать ненависть на окружающих.

- Если не вмешаются специалисты, мальчик, переживший боль и ужас, будет страшиться наказания за любые свои действия, а не только за негативные, - прогнозирует психолог Родион Петриков. - Не считая личностных проблем, например в отношениях с противоположным полом, он может вырасти безвольным, трусливым, со скрытой жестокостью, которая обязательно спровоцирует его на воспроизведение проделанного с ним.

- Жесткое наказание неосознанно учит использовать власть и силу для решения любого конфликта, - подтверждает мнение коллеги Ольга Степанчёнок. - Оно формирует ненависть к обидчику и агрессивное поведение с более слабым. И в основном из-за родительской жестокости мы стакиваемся с участившимися издевательствами в детских и подростковых коллективах.

Психологи единодушны: физическое наказание в принципе неприемлемо, а плохое поведение детей - сигнал взрослым о том, что с ребёнком что-то не так. Хотя боль от ударов действительно может приносить быстрые результаты, вред от неё для социального и духовного развития неизмеримо больше. Жёсткая реакция ликвидирует только проявление порока (а не самый порок) и делает его тайным. Есть масса действенных инструментов наказывать без насилия - можно лишать удовольствие или награды, ограничивать в правах и движениях, выразить недовольство или порицание, даже лишить общения. Эти приёмы работают, если есть безусловное приятие ребёнка.

Эксперты предупреждают - каков бы ни был характер наказания, никогда не нужно подчинять волю сына или дочери, унижая его достоинство, оскорбляя или принуждениям к унизительным работам, запирая в тёмной комнате. Похоже, об этих простых принципах женщина из Челябинска не знала. Что же подвигло маму, по её словам, души не чаявшей в ребёнке, устроить ему злую игру в фашистов и партизан? В чём корень подобных семейных трагедий?

По мнению психологов, всему виной отсутствие нравственных ориентиров в обществе и неумение правильно воспитывать (из-за недостатка информации или лени).

- Мне кажется, глубинная причина такого рода поступков - навязанная социуму идеология личного успеха, по сути, идеология потребления и превосходства друг над другом, - рассуждает Петриков. - Она и определяет межличностные отношения. Родитель старается быть успешным - проще говоря, убивает всё время на добычу материальных благ, стремясь, чтобы ребёнок был не хуже, чем прочие, - хорошо накормлен и прилично обут-одет. Он также должен быть успешным и «учиться и вести себя хорошо», то есть так, как удобно родителям, неважно, что он при этом чувствует и думает.

Эти двойные стандарты приводят к тому, что, когда дитя выбиваться из колеи примерного поведения, его пытаются туда вернуть железной рукой, навсегда отбив охоту к «шалостям». При этом настоящим системным воспитанием - изо дня в день, используя опыт современности, - мало кто занимается, действуют по принципу: как меня растили, так и я буду.

Психолог предполагает, что мальчик уже понемногу крал, но мама этого не замечала. Когда же кража вскрылась - испытала крайне болезненные переживания. И, желая обезопасить себя от подобных неприятных эмоций в дальнейшем, она решилась на дикую меру. А усугубила проблему личная неустроенность женщины, воспитывающей сына в одиночку.

Что делать, чтобы уменьшить число подобных семейных трагедий? Наверное, в глобальном масштабе политикам стоит заняться поиском внятной национальной идеи, более высокой, чем потребительство и карьеризм, иначе мы, как нация, просто прекратим существование. В локальном - родителей нужно учить правильному воспитанию.

- Можно организовать образовательные семинары на базе школ и детских садов, - предлагает Рустам Петриков. - Даже если проводить их раз в месяц, это принесет свои плоды.

Лично каждому родителю, пожалуй, стоит повышать уровень осознанной педагогики, не стесняться советоваться со специалистами и не бояться ломать стереотипы. И не быть равнодушными, игнорируя детские крики в соседской квартире. Порой дружеское участие или своевременный сигнал в соответствующие органы может предотвратить казнь ребёнка и гибель семьи.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА