Новости

Пётр Пимашков: «Я уезжаю в командировку»

Пётр Пимашков: «Я уезжаю в командировку»

Эта встреча с журналистами была особенной. Она состоялась сразу же после церемонии присвоения Петру Пимашкову звания “Почётный гражданин города Красноярска”. Чуть позже в неофициальной обстановке другой почётный гражданин города Дмитрий Миндиашвили скажет, что на самом деле Пётр Пимашков давно уже по своим делам стал почётным гражданином Красноярска, а в этот день ему просто отдали должное. Таким сочетанием глубокого уважения к личности и трепетности момента была пронизана и пресс-конференция. Традиционно стоящие в оппозиции к власти журналисты в этот день не исполняли автоматически отводимую им роль критиков, а были просто людьми, ответив тем самым на искренность Петра Ивановича, с которой он всегда общался с журналистами.

Перед тем, как отвечать на вопросы, глава города поблагодарил жителей Красноярска за доверие, а депутатов городского Совета и сотрудников администрации — за конструктивную работу.

— Я благодарен красноярцам за доверие, которое они мне четырежды оказывали на выборах главы города. Когда я шёл на выборы, всегда чувствовал участие жителей города и без подсчёта голосов понимал: меня поддерживают. Это давало силы, прибавляло желания работать, не подводить, соответствовать. Желания делать Красноярск лучшим городом России.

Каждый раз избираясь, я осознавал ту большую ответственность, которую принимаю на себя. И понимал, что всё обещанное в период выборов необходимо выполнить. Сегодня могу сказать: я счастлив тем, что ни разу не обманул красноярцев. Обещанное мы выполняли. Иначе нельзя — если один раз подведёшь, можно потерять уважение и доверие людей. А я всегда дорожил доверием красноярцев.

Присвоенное мне сегодня звание почётного гражданина — это оценка не только моего труда, но и работы команды администрации, депутатского корпуса. В течение пятнадцати лет в депутаты городского Совета, как правило, избирались люди конструктивные, которые преданы городу. Депутаты высказывали разные мнения, предлагали разные подходы. Но когда на кон ставились интересы города, все объединялись и в конечном итоге приходили к оптимальному решению. Этим Красноярск отличается от тех городов, где постоянно выясняют отношения между ветвями власти и считают именно это свидетельством демократии. А между тем иногда в ненужных спорах они теряют время, не решая тех задач, которые ставит жизнь. У нас диалог с городским Советом всегда был цивилизованным.

— Пётр Иванович, конечно, вспомнить в нюансах обо всех 15 годах сейчас будет непросто. Но какие моменты были самыми яркими? Что больше всего запомнилось?

— Много было ярких моментов. Но я вспоминаю 1996 год. Угля в городе оставалось на трое суток. А шахтёры в Бородино забастовали. Они поставили условие: пока нет денег, уголь в Красноярск отправлять не будем. Я начал собирать деньги со всех статей, как говорят, скрести по сусекам. Сделали платёжки, я их взял и поехал в Бородино разговаривать с шахтёрами. Они начали отправлять уголь в Красноярск, и зиму мы пережили.

Но и при наличии топлива в морозы держать нормальную температуру в домах было очень сложно: дефицит тепла в городе тогда составлял 35—38 процентов. Строительство было заморожено — новые дома не смогли бы обеспечить теплом. Нам удалось кардинально изменить ситуацию. Сейчас создан резерв по запасам тепловых мощностей на ближайшие пять лет. В городе одновременно строится более 2 000 объектов. По строительству жилья Красноярск вышел в лидеры — меньше 600 тысяч квадратных метров в год мы не строим.

Да, вопросов и сейчас много. И так устроена жизнь: решил одни проблемы — появляются другие. Решил их — возникают третьи. Но Красноярск за эти годы стал совершенно другим городом. Другим по качеству жизни.

— Недавно заявленные проекты — строительство детских садов, скоростной трамвай — какова их судьба?

— Нехватка детских садов — это проблема всей России. Вы помните, 20 лет назад было принято очень вредное решение, которое дало возможность предприятиям при акционировании продавать здания детских садов. Я в те времена, когда детские сады раздавали направо и налево, работал главой администрации Свердловского района. Нам удалось спасти шесть садиков. Их перепрофилировали под начальные школы, а сейчас, когда понадобились сады, мы легко передали здания.

Решение в следующем году построить в Красноярске десять новых детских садов поддержал губернатор. На встрече с президентом этот вопрос тоже поднимался — я его информировал. Так что вопрос создания новых мест в детских садах будет решаться ускоренными темпами. Здесь уже отступать некуда.

По электротранспорту. То, что мы имеем сегодня, — это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Красноярску нужен современный скоростной трамвай. Через месяц-два уже будет готов проект. Представляете: 27 километров скоростного трамвая по правому берегу, дальше — четвёртый мост. Это качественно новая система организации движения в городе.

— Такие Ваши традиции, как карнавал, пушка, они останутся, как думаете?

— Красноярск — это город людей, которые не только ценят то, что есть, но и стараются передавать из поколения в поколение накопленные традиции. Пушка — это символ, который Красноярск имел больше ста лет назад. Мы его просто возродили. Я уверен, что современные традиции — “Стартуют все”, оздоровительные гимнастики — это уже навсегда. И День города Красноярск будет отмечать. А на 385 лет обязательно должен состояться карнавал.

Когда мы начали создавать в городе трудовые отряды, даже сами не могли предположить, что это будет так востребовано. Сегодня каждый год восемь тысяч ребятишек своим трудом зарабатывают первый рубль. Самое главное — они будут бережно относиться к тому, что создано в городе.

Парк “Роев ручей” начинался с того, что перевезли находившихся в жутких условиях животных из зверинца на Столбах. Сегодня это один из лучших зоопарков в России. В этом году там начинается строительство вольера для слонов.

И яблоневый сад наш уже включает больше 15 000 деревьев. А начинали с того, что я на ВДНХ купил 30 деревьев. Погрузили их в самолёт, прямо в салон. Пассажиры переговариваются: Пимашков новый вид пальм везёт. А это были первые деревья сада на Татышев-парке.

— За 15 лет управления городом Вы накопили такой опыт, который невозможно передать ни одному преемнику. Но каков Ваш главный совет новому мэру, которого выберут красноярцы?

— Действительно, 15 лет — это серьёзный период в жизни человека, и даже в жизни такого большого города, как Красноярск, это существенный период. Но всё пролетело как-то быстро…

Что касается совета. Надо любить то дело, которым ты занимаешься. Надо понимать для себя, каких результатов, чего ты хотел бы достичь. Лично я для себя всегда знал и знаю, каким должен быть город. Я его представляю. Этим надо жить. Только тогда ты сможешь мобилизовать всех на решение общей задачи. Если у руководителя нет понимания, в каком направлении двигаться, все ветры для него будут встречными. Мы видим иногда: люди шумят, суетятся, что-то делают, а результата нет. Потому что цели не было.

Когда мы впервые в 1998 году начали определять основные направления развития города, меня критиковали: Пимашков опять ведёт нас с госплану. Но я понимал и сейчас понимаю: даже семейный бюджет планируют, а уж тем более развитие такого большого города не может идти без плана. Реформаторы девяностых тогда убеждали: рынок всё определит. Нет, роль государства важна всегда, а в переломные периоды — особенно.

— Пётр Иванович, Вы сказали, что представляете себе идеальный Красноярск — тот, каким он должен быть. А 15 лет назад, когда Вы впервые заступали на должность мэра, о каком Красноярске мечтали? И насколько эти мечты удалось воплотить в жизнь?

— В то сложное и тяжёлое время многие города пошли по пути: сначала решим проблему с зарплатой — задержки тогда были везде и по многу месяцев, а потом всем остальным будем заниматься. Мы взяли другое направление — надо и по зарплате вопрос решать, и город в порядке содержать. А потом начали украшать Красноярск, строить фонтаны, за что я получил второе отчество. Главным было начать, потом приходилось даже сдерживать предложения — все хотели ставить около себя фонтаны.

Главной моей мечтой как мэра всегда было то, чтобы красноярцы гордились, что живут именно в этом городе. Люди часто критикуют власти, но стоит только красноярцу отъехать от города — он будет защищать его, убежать, что лучше Красноярска города нет.

— Вы говорили про детские сады, скоростной трамвай, а есть ещё проекты, которые Вы не успели реализовать, но очень хотели?

— Дороги, например. Мы неплохо продвинулись в этом вопросе — расширены все улицы центра, построено несколько новых дорог, глубокий обход вокруг Красноярска. Но здесь работы ещё очень много. Завершить её я не успел…

— Что Вы можете назвать своей главной неудачей?

— Как личную трагедию я воспринимаю, что законсервировали метро. Красноярск расположен так, что без подземки его развитие будет затруднено. Я уверен, что пройдёт несколько лет, мы вернёмся к этому вопросу, и в Красноярске будет метро. С этим согласен и губернатор края Лев Владимирович Кузнецов. Как депутат Государственной думы я тоже буду стараться повлиять на положительное решение вопроса.

— Какие интересы красноярцев Вы будете отстаивать в Государственной думе в первую очередь?

— Жителей Сибири и Дальнего Востока становится всё меньше. В Сибирском федеральном округе почти во всех городах численность населения уменьшается. Исключения только Красноярск и Новосибирск. Почему век и полвека назад Сибирь развивалась? Потому что были созданы условия, чтобы люди ехали сюда. И есть коренные причины, которые сейчас заставляют народ уезжать. Значит, нужны законы, которые привлекут людей в Сибирь, на Дальний Восток — в эту суровую, но красивую землю.

Ещё одна близкая мне как главе города тема — межбюджетные отношения. Сегодня почти все ресурсы стянуты в центр, что совсем не помогает работать эффективно. Некоторые города даже стараются оставаться дотационными, потому что так спокойнее: деньги из центра всё равно придут. А если территория донорская, все проблемы она должна решать сама.

Когда новый Закон о местном самоуправлении только проходил первое чтение, Владимир Владимирович Путин, будучи президентом, встречался с главами ведущих городов. И тогда он спросил, что я считаю главным для развития местного самоуправления. Я ответил: самое главное — установите единые правила и несколько лет их не меняйте. Например, есть налог на доходы физических лиц. Если 50 процентов его остаётся на территории и установлено такое правило — пусть оно будет постоянным. То же самое с другими налогами — на прибыль, НДС. Я даже сказал так: то, что сверху мы заработали, забирайте 50 процентов, а половину оставьте. И заявил: при соблюдении этих условий через пять лет вы Красноярск не узнаете.

Недавно и президент, и премьер заявили, что будут пересматривать бюджетную политику в пользу регионов и городов. Я готов участвовать в разработке таких законов, у меня есть соответствующие наработки.

— Сегодня во время присвоения звания “Почётный гражданин города” Вы сказали, что уезжаете в Москву в командировку. Что напоминающее о Красноярске возьмёте с собой?

— Работа в Москве — это работа в Москве. А душой, мыслями я, конечно, буду в Красноярске. Что с собой возьму — ещё посмотрю. У меня много друзей в своё время пошли в разведку. Они по многу лет прожили за границей. И когда я летел в те страны, где они работали, то всегда поступала одна просьба: привези чёрного хлеба и селёдки. Когда я первый раз полетел в Америку, через меня тоже передали чёрный хлеб. Я даже подумал, что это не просто хлеб, а в нём послания какие-то… Но когда увидел, с каким трепетом ребята поделили эту буханку, понял, насколько дороги им такие приветы с Родины.

Каждый день я буду так или иначе связан с Красноярском и выстрою свой график так, чтобы приезжать и отчитываться перед жителями города, что я сделал как депутат.

— Как Ваши близкие отнеслись к такой долгой командировке?

— Отнеслись с пониманием — как всегда… В следующем году моей маме исполняется 90 лет. Мы будем всей семьёй отмечать это большое событие. Мама мне часто говорит, что я много работаю, ей кажется, что надо бы поменьше. Но на посту главы города иначе нельзя.

Я ещё не знаю, сколько времени буду проводить в Москве, а сколько — в Красноярске, думаю, что где-то 60 на 40.

— Новый год Вы будете отмечать в Красноярске?

— Обязательно. Это традиция, она давняя — встречать Новый год в кругу семьи, со своими родными и близкими.

В завершение встречи Пётр Пимашков дал оценку средствам массовой информации:

— Наши СМИ, наверное, самые требовательные в России. Приезжаешь в Новосибирск, включаешь информационную программу — никакой критики власти. В Омск — то же самое. Приезжаешь в Красноярск — все каналы критикуют. Или, может, мне так казалось… А потом я подумал: это и правильно, что СМИ показывают недостатки. Эта критика поддерживает тебя, это мнение красноярцев. Если критикуют дороги, то и вышестоящая власть это видит — значит, действительно надо больше средств направлять на дороги.

Я благодарен всем средствам массовой информации, журналистам за то, что держали всегда в тонусе. И то, что мы сделали Красноярск современным городом, во многом благодаря вам и всем неравнодушным жителям.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА