Новости

Посадка с пепелища

Посадка с пепелища

Пожар без жертв, зато с грандиозным убытком

Под грудой переплетённых между собой вантовых конструкций стоят уцелевшие синие двери сгоревшего аэропорта. Над ними висит потрескавшаяся и обожжённая вывеска: ФГУП «Авиапредприятие Черемшанка». Словно надгробные камни выстроились в ряд не сваленные огнём, но почерневшие железобетонные столбы, а чуть поодаль трапецеобразная диспетчерская вышка. Запах гари чувствуется до сих пор. Впечатления, скажем прямо, удручающие…

Хронология событий пожара развивалась стремительно. В 11 часов 44 минуты на пульт диспетчера спасательной службы поступило сообщение о возгорании в здании аэропорта Черемшанка. Через семь минут в район происшествия высылается левобережная пожарная техника Красноярска, в том числе и та, которая находилась в резерве. В 12.03 к зданию подъезжает первый наряд (от города до объекта порядка 35 километров). В это время на тушении уже были задействованы собственные службы аэропорта. Однако результата это не принесло. В эпицентре температура достигала 700 градусов, огонь распространился настолько молниеносно, что началось обрушение кровли. Способствующим фактором стал порывистый ветер, достигавший 15 метров в секунду, и воздушные потоки, подпитывающие огонь через разбитые стёкла. Через семь минут к объекту подъехал второй расчёт спасателей, а чуть позже и остальные отряды. В этот момент кровля уже обрушилась полностью. В 12.58 началась локализация огня, и примерно в это же время был спасён единственный не успевший покинуть здание человек (диспетчер решил не спускаться с вышки из-за сильного задымления внизу и, по сути, этим решением спас себе жизнь). Через два с половиной часа пожар был ликвидирован. Но как стало сразу же ясно: здание восстановлению не подлежит.

____Аэропорт Черемшанка был введён в эксплуатацию в 1988 году. С 1982 года здесь базировался 136-й отдельный вертолётный отряд гражданской обороны в составе вертолётов Ми-6 и Ми-8, но позже властями было решено переоборудовать аэродром под местные авиаперевозки, в том числе и в труднодоступные районы Севера. Взлётно-посадочная полоса аэропорта способна обслуживать воздушные суда Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-32, Ан-74 и Як-40. Пропускная способность аэровокзала составляла 400 пассажиров в час. По большей части Черемшанка предназначалась для переправки вахтовиков, грузоперевозок и базирования вертолётной техники.

Впрочем, говорить в прошедшем времени об аэропорте рано. Во-первых, погибло только здание аэровокзала, а взлётно-посадочная может функционировать, как и прежде. Во-вторых, на высшем федеральном уровне решается вопрос либо о постройке нового здания (уже прозвучала сумма в 140 миллионов рублей), либо о передаче предприятия в краевую собственность с перспективой организации единого красноярского авиахаба. Предупреждая вопрос о том, не собирается ли Москва передать «угольки», напомним, что ФГУП объединяет в себе шесть аэропортов: Игарку, Мотыгино, Богучаны, Кодинск, Северо-Енисейск и собственно Черемшанку.

____Для края это был бы наиболее выигрышный вариант, поскольку он отвечает концепции развития аэропортного хозяйства.

Но всё это призрачные планы, а пока выясняются причины произошедшего. И здесь, оказывается, есть над чем задуматься. На выездном совещании губернатора заместитель начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю Евгений Вершинин заявил, что в аэропорту отсутствовала противопожарная сигнализация. Если бы она была, то масштаб трагедии мог бы быть совершенно иным.

- Эпопея с нарушениями требований пожарной безопасности в аэропорту идёт с 2010 года, - заявил __Евгений Вершинин__. - 7 апреля 2010-го была проведена плановая проверка, которая выявила четыре нарушения: во-первых, отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация; во-вторых, на одной из лестничных клеток была оборудована кладовая; в-третьих, на другой лестничной клетке отсутствовал предусмотренный проектом эвакуационный выход; в-четвёртых, электросветильники в здании использовались без колпаков, предусмотренных в их конструкции.

В сгоревшем аэропорту Черемшанка, несмотря на все требования закона, не было автоматической пожарной сигнализации. Если бы сработало подобное устройство, масштаб трагедии был бы значительно меньше.

Тогда инспекторами МЧС на учреждение был наложен штраф в размере десять тысяч рублей, а 12 апреля судья Емельяновского района по иску енисейского транспортного прокурора вынес решение обязать предприятие устранить нарушения требований пожарной безопасности. Но, как оказалось, штрафные санкции не сработали: 27 августа 2010 года была проведена внеплановая проверка, в ходе которой представители власти увидели только одно устранение: на светильниках появились колпаки…

В этом году проверка проводилась в июле. Так как законодательство в плане пожарной безопасности значительно ужесточилось, то и штрафы в отношении учреждения были назначены более серьёзные: 70 тысяч рублей по одной статье КоАП и 165 тысяч рублей - по другой. В предписании енисейского транспортного прокурора на этот раз значилось устранение нарушения в срок до 31 декабря. Как показал пожар, руководство предприятия особо не торопилось его исполнить.

- Мы выдвигаем три основных версии пожара, - заявляет __Евгений Вершинин__. - Первая - нарушение правил эксплуатации электроприборов, вторая - проведение огневых работ, третья - неосторожное обращение с огнём. По предварительным данным, возгорание произошло в одном из помещений между кровлей и подвесным потолком. Что являлось способствующим фактором, должно установить следствие. Но мы в свою очередь можем утверждать, что отсутствие автоматической пожарной сигнализации повлияло на развитие ситуации. Ущерб, который ещё пока подсчитывается, мог бы быть значительно меньше.

Генеральный директор предприятия Андрей Никифоров обвинения в свой адрес не отрицает и говорит, что система пожарной безопасности действительно в аэропорту отсутствовала. Почему она не была смонтирована, Андрей Владимирович на том же губернаторском совещании не сообщил, зато заметил, что должное внимание уделялось подготовке людей. Так, буквально за два дня до происшествия проводились учения. Во время пожара персонал действовал очень грамотно, эвакуация прошла успешно, и в конечном счёте никто не пострадал. Но это является чуть ли не единственным радостным известием. Вопрос об ответственности руководства, думается, вряд ли будет снят по итогам расследования причин пожара. Когда одна федеральная структура назначает штрафы другой федеральной структуре и ничего не делается в ответ, это выглядит более чем странно.

Успокаивая горожан, можно сказать, что подобный случай не имеет большого распространения. Так, в аэропорту Емельяново есть и пожарная сигнализация, и дублирующая система, и необходимые эвакуационные выходы. Тем не менее по поручению губернатора до конца года будет проводиться проверка всех мест массового скопления народа на предмет пожарной безопасности.

Что касается функционирования аэропорта, то на данный момент выполнение рейсов авиакомпаний, базирующихся в Черемшанке, переведено в аэропорт Емельяново. Регламент полётов согласован, каких-либо сбоев в воздушных сообщениях нет. В Черемшанке остались рейсы, выполняемые по санитарным заданиям, и грузовые перевозки. Также принято несколько важных решений по временному трудоустройству работников сгоревшего аэропорта. Как заявил губернатор Лев Кузнецов, никто из сотрудников Черемшанки не останется безработным, и это он гарантирует лично.

- К сожалению, часто такие трагедии случаются из-за простой халатности, - прокомментировал руководитель региона. - Поэтому я ещё раз обращаюсь в преддверии новогодних праздников к собственникам помещений, где происходит массовое скопление людей: необходимо отчётливо понимать свою ответственность перед обществом и выполнять необходимые требования пожарной безопасности.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА