Новости

Кто сколько может

Кто сколько может

Триста рублей на ремонт класса, сто - на охрану, двести - в фонд школы…Редкое образовательное учреждение сегодня обходится без родительских взносов. Отношение к такому виду помощи школам и детским садам в обществе неоднозначное. Тема родительских взносов на нужды образовательных учреждений остаётся актуальной. Кто-то называет такую помощь «поборами», но большинство семей всё же соглашаются, что, если хочется достойных условий для обучения собственных детей, инициативу проявлять необходимо.

Вопросы, законны ли взносы в образовательных учреждениях, сколько родители должны вносить в общий котёл, возникают постоянно. Попробуем разобраться.

Как объяснили нам в главном управлении образования администрации города, родители имеют право оказывать добровольную посильную помощь школе. В соответствии со статьёй 41 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.

Если семья ребёнка желает оказать благотворительную помощь школе или детскому саду, между образовательным учреждением и родителем заключается договор. Этот документ имеет законную силу, если составлен в соответствии с требованиями законодательства РФ. Передача средств осуществляется согласно условиям договора, в котором указываются реквизиты сторон. А вот конкретные суммы в этом документе не могут быть прописаны, поскольку пожертвования исключительно добровольные.

Образовательное учреждение обязано предоставлять общественности, то есть родителям, ежегодный отчёт о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Их целевое использование должен контролировать управляющий совет. Такие активы, куда входят сами родители, сейчас есть во многих школах. Члены управляющего совета определяют направление, формы, размер и порядок использования внебюджетных средств. Они же содействуют и привлечению финансов на нужды школы. Примерно теми же полномочиями обладает и родительский комитет. Он также рассматривает вопросы о привлечении и рациональном расходовании внебюджетных средств на нужды развития.

_- Мы ежемесячно сдаём деньги в фонд школы. И сумма, и механизм меня вполне устраивают, - рассказывает жительница Октябрьского района Мария, её дочь учится в десятом классе. - С образовательным учреждением у нас заключён договор, за все потраченные средства родительский комитет скрупулёзно отчитывается. Иногда так подробно, что на собраниях становится скучно. Семьи в нашем классе небогатые, поэтому мы нисколько не стесняемся обсуждать, где и что на нужды школы можно купить подешевле. _

Действительно, очень важно найти согласие внутри самого родительского коллектива. Нередко люди жалуются: в классе образовался актив, который самостоятельно решает, на что тратить деньги и по сколько собирать. Объявляемые суммы не всегда устраивают абсолютно всех. Да и цели, на которые планируется потратить деньги, не всегда кажутся первостепенными статьями расходов. Мнения родителей, что важнее, бывают очень субъективны. Если вам категорически не нравится, что предлагают другие, придётся включаться в работу самому.

- Детский сад, куда ходит мой трёхлетний сын, находится в довольно старом здании, - рассказывает Елена, проживающая в Ленинском районе. - Для своих детей хочется нормальных условий. Я вхожу в родительский комитет, весной мы обсудили с заведующей, чем мы можем помочь саду. Я обязалась организовать родителей выполнить один из видов работ, потому что мне хочется уюта для сына. Мне пообещали помочь, но когда летом стала обзванивать людей - абсолютно все отказались. В итоге своими силами мы с мужем организовывали покупку и доставку строительных материалов, следили, как идут работы. Когда осенью на собрании я спросила родителей, почему же так вышло, все молчали, опустив глаза.

Вносить деньги в фонд школы или не вносить, помогать по возможности или оставаться равнодушным - личное дело каждого родителя. Никакой ответственности за отказ платить, например, за ремонт окон не предусмотрено.

Примером того, как можно выстроить отношения между родителями и школой, является красноярский лицей № 9. С 1998 года здесь действует попечительский совет, который контролирует все поступления и использование внебюджетных средств. С момента создания руководит попечительским советом Светлана Зылевич - несколько лет назад её дочь уже окончила это учебное заведение.

_- Деньги на нужды школы родители сдавали всегда, - говорит Светлана Юрьевна. - Это было и в советское время, без этого школе сложно развиваться, и сейчас. Мы, родители, сами решаем, что необходимо нашим детям. Все планы обсуждаются родительскими комитетами. Если у какой-то семьи нет возможности помочь, мы не настаиваем. Есть и такие родители, которые отказываются сдавать деньги не из-за финансовых трудностей, а «из принципа». Но большинство семей всё же понимают, что собранные средства идут на то, чтобы улучшить условия получения образования - ремонт, благоустройство, приобретение оборудования. Самое важное в этой работе - открытость. Когда родители видят, на что конкретно идут их деньги, когда есть доверие - вопросов не возникает. _

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА